Товарный знак – специальное обозначение, предназначенное для отличия товаров разных изготовителей
Товарный знак – запоминающийся образ, символ.
Товарный знак – интеллектуальная собственность, имеющая весьма значительную ценность.
Суммарная стоимость трех знаменитых товарных знаков «Кока-Кола», «Мальборо», «IBM» составляет 100 млрд. долл. (1995 г.).
Суды Германии определяют сегодня (август 1997 г.) стоимость обычных товарных знаков в среднем в 10-25 тыс. марок.
Знак водки «Столичная» в лучшие свои годы тянул аж на 400 млн. долл., что равно стоимости 10-летного объема её реализации за рубежом.
| Имеющий высокую репутацию товарный знак | |
| дает возможность его владельцу: - успешно реализовывать свою продукцию; - осваивать новые рынки сбыта. | для покупателя: становится надежным ориентиром в выборе товара нужного ему качества. |
Предприниматели, желающие приобрести право на товарный знак, должны подать заявку в Роспатент.
Заявка должна содержать:
1) заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием:
- заявителя;
- его местонахождения (местожительства).
2) описание заявляемого обозначения;
3) перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация. Товары и услуги группируются по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ), в соответствии с которой все товары разделены на 34 класса, а услуги – на 8;
4) документ об уплате пошлины.
| Далее осуществляется экспертиза заявки, которая завершается принятием решения | ||
| о регистрации знака с сохранением перечня товаров. | о регистрации с ограничениями: - сужение перечня товаров; - исключение из правовой охраны отдельных элементов знака. | об отказе в регистрации заявленного обозначения в отношении всех товаров, указанных в перечне. |
Во избежание напрасных затрат времени и денег при подаче заявки предпринимателям необходимо в первую очередь знать абсолютные основания для отказа в регистрации с тем, чтобы заявленное в качестве товарного знака обозначение не оказалось бы в перечне неохраноспособных обозначений.
К числу неохраноспособных относятся, например: обозначения, носящие хвалебный характер («экстра», «люкс», «супер», «превосходный», «популярный», «совершенство», «престиж»);
Российским предпринимателям не может быть предоставлена правовая охрана на обозначения: «Елисейские поля», «Пикадилли», «Дерибасовская» (какими бы притягательными они ни были), а также на обозначения, включающие изображения статуи Свободы в порту г. Нью-Йорка, Вестминстерского аббатства с часами «Big Ben» в Лондоне, Триумфальной арки в Париже…, так как перечисленные обозначения вводят потребителей в заблуждение относительно местонахождения изготовителя.
Решение о регистрации товарного знака означает:
1) внесение его в Реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации;
2) публикацию в официальном бюллетене;
3) выдачу свидетельства на товарный знак (в течение трех месяцев с даты его регистрации в Реестре).
Свидетельство удостоверяет исключительное право владельца на товарный знак, сфера действия которого распространяется только на товары, указанные в свидетельстве, и ограничена территорией Российской Федерации.
Регистрация действует в течение 10 лет. Срок действия регистрации может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года её действия, каждый раз на 10 лет.
В Российской Федерации предоставление правовой охраны товарным знакам регламентируется Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Недостаточно зарегистрировать товарный знак, необходимо научиться успешно реализовывать это право. Владелец товарного знака может:
а) пользоваться и распоряжаться товарным знаком;
б) запрещать его использование другим лицам;
в) уступить его по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых знак зарегистрирован;
г) предоставить свое право другому лицу по лицензионному договору.
Нарушением прав владельца товарного знака признаются следующие условия:
| 1 – несанкционированное изготовление 2 – применение 3 – ввоз 4 – предложение к продаже 5 – продажа 6 – хранение с целью продажи |
| однородных товаров, обозначенных этим знаком. |
Сотрудники Себежской таможни (Псковская область) по делу о нарушении таможенных правил изъяли 2 контейнера со спортивной обувью из Китая. Груз следовал из Риги в адрес московской фирмы ЗАО «Голден Филд», учрежденной гражданином Китая. Среди прочего таможенники обнаружили 9 460 пар фальсифицированных спортивных кроссовок «REEBOK». Использованные на обуви изображения представляли собой зарегистрированные на имя компании «Рибок Интернешнл Лимитед» (Великобритания) товарные знаки, действующие в настоящее время на территории Российской Федерации. Компания «Рибок» не давала согласия российской фирме-импортеру «Голден Филд» на использование своих товарных знаков. В этой связи адвокат компании обратился в арбитражный суд Москвы с иском к «Голден Филд» об устранении выявленного нарушения прав.
Суд вынес соответствующее определение, и Себежская таможня арестовала фальсифицированные товары. Кроме этого, арбитражный суд обязал «Голден Филд» прекратить незаконное использование товарных знаков компании на территории Российской Федерации, удалить с ввезенного товара и его упаковки незаконно используемый знак компании, а при невозможности удаления – уничтожить под таможенным контролем задержанные товары со знаком компании. Фирму также обязали за свой счет опубликовать судебное решение не менее чем в трех периодических изданиях, распространяемых на территории Российской Федерации. И, наконец, возместить судебные издержки компании «Рибок Интернешнл Лимитед».
А сколько еще поддельных и «пиратских» товаров, включая программы для вычислительных машин и базы данных, незаконно обращается на российском рынке!
К нам обратилось представительство компании «Адидас» в Москве. Оно выявило фирмы, торгующие спортивной одеждой и обувью с использованием товарного знака «Адидас».
Было доказано: продукция фирмой не выпущена, но товарные знаки использованы. В результате российской торговой фирме «Логан» мы предписали: немедленно прекратить реализацию изделий. Причем при желании потребителей, которые уже купили товары, фирма была обязана вернуть деньги. Предписание исполнено.
Десятки тысяч фирм и организаций подошли к потребности зарегистрировать свои товарные знаки, фирменные названия и наименования мест происхождения товаров. промедление на этом пути чревато многомиллиардными убытками, о чем свидетельствует, например, опыт АО «Имаш».
По оценкам специалистов, на внутреннем рынке России находится в обороте с нарушением авторских, патентных и иных исключительных прав около 80 процентов товаров, импортированных в Россию или заявляемых российским потребителям под видом импортных, но произведенных на таможенной территории Российской Федерации.
Эти действия влекут гражданскую и (или) уголовную ответственность.
Владелец знака, права которого оказались нарушенными, могут требовать от нарушителя:
- прекращения нарушения прав на знак;
- возмещения всех причиненных убытков;
- публикации (за счет нарушителя) судебного решения для восстановления репутации лица, чьи права были нарушены;
- устранения незаконно проставленных знаков с товаров и их упаковки;
- уничтожения контрафактных товаров.






