Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть ребенку, и высокая общая суммарная нагрузка предъявляют повышенные требования к его работоспособности, физическому развитию и двигательной подготовленности. Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих мальчиков составляет 59,2%, у девочек 58%, тогда как у нормальновидящих соответственно 20% и 14%; значительно больше у первых и число простудных заболеваний.
Исследованиями врачей и физиологов доказано, что развитие детей и подростков, правильное функционирование у них всех систем и органов происходит только при оптимальном объеме движений. Известно, что недостаток движений является одной из причин нарушения осанки, появления избыточной массы тела, ухудшения зрения. Недостаточная активность снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, в результате чего появляется неадекватная реакция на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется развитие всех локомоций. Дети и подростки, в режиме которых большое место занимает двигательная активность, чаще достигают высокого уровня физического развития, обладают высокой умственной и мышечной работоспособностью, а также сопротивляемостью к утомлению и простудным заболеваниям.
|
|
Для предупреждения, ослабления и ликвидации имеющихся отклонений и нарушений в физическом развитии и двигательной подготовленности слепых и слабовидящих важную роль играют специально направленные коррекционные занятия (коррекционная гимнастика, лечебная физкультура, ритмика и др.), включающие развитие пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений. В этой связи усилено внимание работников школ и дошкольных учреждений к увеличению двигательной активности детей за счет постановки всех видов физкультурно-оздоровительной работы: гимнастики до занятий, физкультурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортивных часов, ежемесячных дней здоровья и др.
В программах по физической культуре заменены многие виды упражнений, изменены нормативы и качественные характеристики выполняемых движений с учетом показанных и противопоказанных факторов к физическим нагрузкам, формированию навыков пространственной. ориентировки и коррекции движений, обусловленных слабовидением и слепотой.
ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б. Г, Теория ощущений.—Л., 1962,
Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком
нарушении зрения: Сб. научных трудов/Под ред. М, И. Земцовой.—М,, 1980,
Власова Т, А. Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии,—М., 1973.
|
|
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.— М., 1956.
Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий://Исследование мышления в советской психологии.—М„ 1966.
Глезер В. Д., Цукерман И. И. Информация и зрение.— М., 1961,
Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.—М., 1983.
Дети с глубокими нарушениями зрения/Под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер — М„ 1967.
Земцова М. И. Пути компенсации слепоты.— М., 1956.
Зимкина А. М. О физиологических основах компенсации нарушенных функций.—Л., 1956.
Каплан А. И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение).— М., 1979.
Литвак А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих.— Л., 1972.
Литвак А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.— Л., 1973.
Лубовский В. И. Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов//Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка.— М., 1956.— Т. 1.
Моргулис И. С. Руководство познавательной деятельностью слепых и слабовидящих детей в процессе обучения.— Киев, 1974.
Новикова Л. А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга.—М., 1966.
Особенности приема и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей/Под ред. Л. А. Новиковой.— М., 1978.
Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.— М., 1980.