Слепые и слабовидящее в мире техники

Значительное число инвалидов по зрению трудится на промышленных предприятиях. Одни из них работают за станками, другие — на конвейерах, третьи —на испытательных стендах и пр. Отметим, что среди незрячих много изобретателей и рационализаторов.

Незрячие изобретатели и рационализаторы блестяще развили в себе конструктивно-технические способности. Широко известны имена В. Сверлова, М. Марголина, А. Кондратенко, Э. Кема, Е. Горина, П. Баринова и др. Заслуженным успехом у тиф-лотехников пользуются книги и статьи В. Сверлова. В них отражены разносторонние знания автора в области физики, радиоэлектроники, механики. Ему принадлежит большое количество изобретений — от учебных приборов до протезов для инвалидов. Увлечение техникой В. Сверлов успешно совмещал с учебой в школе, занятиями в университете и впоследствии с научной деятельностью в качестве доктора педагогических наук.

Незаурядные технические способности позволили другому незрячему М. Марголину разработать один из лучших спортивных пистолетов и ряд тифлоприборов для незрячих. За оригинальные разработки и внедрение их в практику ему было присвоено почетное звание заслуженного изобретателя РСФСР. Такое же звание присуждено и другому незрячему изобретателю А. Кондратенко, автору интересных по конструкции технических устройств.

Большими техническими способностями был наделен незрячий рабочий Э. Кем. Он был токарем, сборщиком, сверловщиком. Работая токарем, обучил этой специальности многих незрячих. Он с большим увлечением стремился к познанию техники и промышленного производства, что позволило ему разработать интересные конструкции приспособлений и инструментов, облегчающих работу незрячих на станках. Некоторые из его разработок были признаны изобретениями.

На промышленных предприятиях большую армию рабочих составляют станочники — токари, штамповщики, сверловщики и др. Определяющими действиями в работе станочника являются настройка станка на определенные режимы работы, установка и обработка детали в соответствии с технологическими требованиями, с поэтапной проверкой качества ее обработки.


В процессе работы определяют холостой и рабочий ходы, скорость вращения шпинделя и передаточного механизма, нагрузку станка, нагрев резца, сверла, фрезы. В этой связи рабочий должен иметь знания о материалах, механизмах и технологических процессах, владеть способами самоконтроля и регуляции движений, ориентироваться на рабочем месте.

Чтобы стать хорошим станочником, необходимо иметь техническую смекалку, склонность и интерес к технике, умение планировать деятельность, мысленно представлять объект в динамике, строго дозировать и координировать движения. Кроме того, необходимо уметь пользоваться слухом и осязанием, вибрационной и температурной чувствительностью, что позволяет точно определить холостой и рабочий ход станка, скорость вращения шпинделя и передаточного механизма, нагрузку станка.

На промышленных предприятиях системы Общества слепых широко распространены механосборочные, радио- и электромонтажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на простые операции. Сборщику, электрорадиомонтажнику, помимо интереса к технике и технической смекалки, необходимо усвоить точные движения, уметь быстро ориентироваться на рабочем месте.

Каждая деталь или узел, сошедшие с конвейера, подлежат контролю и наладке. Эти операции выполняют наладчики, регулировщики, контролеры. Они должны уметь определять качество работы электро- и радиоустройства по звукам, нагреву, вибрации. Известно, что электрические устройства, включенные в электрическую цепь, могут нагреваться, вибрировать, издавать звуки — гудение, дребезжание, щелчки. Все внешние проявления связаны с определенными явлениями, происходящими в них. Это предполагает знание физики, законов электротехники и механики.

В этой связи важно развить у учащихся технические способности, конструктивное творческое воображение. Технические способности, как и всякие другие, не являются врожденными, унаследованными и неизменными качествами. Они формируются и изменяются в процессе деятельности. Чтобы развить технические способности, столь необходимые для работы на производстве, нужно, чтобы учащиеся систематически изучали черчение, машиноведение, электро- и радиотехнику, овладевали рабочими умениями и навыками. Это может быть достигнуто на уроках физики, черчения, трудового обучения, кружковых и факультативных занятиях. Рассмотрим некоторые аспекты подготовки учащихся к труду на производстве.

С профессиями технологического производства, характеризующими взаимодействие человека с техникой, тесно связано трудовое обучение, факультативные и кружковые занятия по технике. Поэтому на уроках трудового и производственного обучения учащиеся должны получить широкую общетехническую и практическую подготовку, соответствующую требованиям совре-


менного производства. В учебной деятельности следует шире заниматься конструированием, моделированием, проведением экспериментов, что позволит развить техническое мышление, наблюдательность, внимание, сообразительность. Все это будет способствовать проявлению интересов и способностей учащихся в области технических видов труда.

Необходимо учитывать, что важным является налаживание тесных связей с трудовыми коллективами. Эти связи могут устанавливаться путем личных контактов школьников с рабочими во время работы и совместного взаимодействия в других мероприятиях (спортивных соревнованиях, экскурсиях, художественной самодеятельности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: