Слепые и слабовидящие в мире науки

Наука — система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления.

Огромен и неоценим вклад в сокровищницу науки выдающихся незрячих философов Греции — Демокрита (V—IV в. до н. э.) и Диодота (I в. до н. э.). Известны имена выдающихся математиков-—Дидима (Александрия, IV в. до н. э.), Н. Саундерсона (Шотландия, XVIII в.), Джона Гоффа (Англия, XVIII в.), историков — Ауфидия (Рим, II в. н. э.), Огюстена Тьерри ('Франция, XIX в.), Вильяма Пресскота (США, XIX в.), энтомолога Франца Губера (Швейцария, XVIII в.), тифлолога Луи Брайля (Франция, XIX в.), русского, советского профессора А. М. Щербины (1874—1934).

Среди русских и советских ученых много имен, которые являются гордостью отечественной науки. В советское время многие слепые добились выдающихся успехов в области науки. Среди незрячих свыше 40 докторов и более 200 кандидатов наук.

В СССР и за рубежом широко известно имя Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии (1962), лауреата Государственной премии (1941) академика Л. С. Понтрягина. Потеряв зрение в 14-летнем возрасте, он тем не менее блестяще закончил общеобразовательную школу и затем физико-математический факультет МГУ. Им сделаны важные научные открытия и создана новая область математики — топологическая алгебра. В топологии Л. С. Понтрягину принадлежит открытие общего закона двойственности и достижение ряда выдающихся результатов по топологии. В топологической алгебре им создана теория коммуникативных групп. Л. С. Понтрягин — автор ряда фундаментальных трудов: «Непрерывные группы», «Основы комбинаторной топологии», «Оптимальные процессы регулирования». Родина высоко оценила заслуги.Л- С. Понтрягина, наградив его орденами и медалями.

Значительный вклад в науку внес член-корреспондент АН СССР, доктор физико-математических наук А. Г. Витушкин,


который потерял зрение в 15 лет. Закончив школу слепых с золотой медалью, он поступил на физико-математический факультет МГУ. Заканчивая университет, имел четыре научные публикации. Занимаясь в аспирантуре, написал и опубликовал научный труд под названием «О многомерных вариациях». В 26 лет за монографию «О трудностях задачи табулирования» был удостоен ученой степени доктора физико-математических наук. В 1967 г. за цикл работ по вариациям множеств и их применениям в оценках сложности алгоритмов ему была присуждена Государственная премия СССР.

Значительный вклад в науку внес доктор физико-математических наук, профессор ЛГУ В. И. Зубов. Потеряв зрение в раннем детстве, окончив ленинградскую школу для слепых, он поступил учиться на механико-математический факультет ЛГУ, который закончил за 4 года вместо 5 лет. В. И. Зубов научился ко всему подходить с позиции не только практического смысла, но и более глубокого теоретического анализа. Это в значительной мере и определило его успех в разработке теоретических проблем математики. Им написано свыше 20 научных работ, из них две монографии. За труд «Некоторые проблемы теории устойчивости движения» ему была присвоена степень доктора физико-математических наук.

Профессор кафедры теории, функции и функционального анализа Ворошиловградского физико-математического института Е. П. Долженко потерял зрение в раннем детстве, но, несмотря на слепоту, закончил общеобразовательную школу с золотой медалью. Окончив Ворошиловградский физико-математический институт с отличием, был рекомендован в аспирантуру МГУ. После окончания аспирантуры защитил диссертацию. В 1967 г. ему было присвоено звание профессора. Им написано около 60 работ.

Можно было бы назвать много имен незрячих людей, добившихся выдающихся успехов в математике.

Среди русских ученых много имен незрячих людей, вписавших яркие страницы в отечественную тифлологию (А. В. Бирилев, А. М. Щербина).

В советское время многие незрячие добились выдающихся успехов в области дефектологической науки. Примером тому является научная деятельность члена-корреспондента АПН РСФСР, •доктора педагогических наук, профессора Б. И. Коваленко. В историю советской дефектологической науки Б. И. Коваленко вошел как человек яркого дарования. Он прошел большой трудовой путь: был учителем, затем директором Смоленской школы для слепых, руководителем курсов для военно-ослепших, заведующим кафедрой тифлопедагогики Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Б. И. Коваленко — автор 55 научных трудов. Он много лет стоял у истоков школьного образования слепых в нашей стране. Им разрабатывалась стратегия реализации в жизнь сначала начального, затем восьмилетнего и среднего образования слепых. Его идеи, мысли нашли отражение


в методических пособиях по математике, русскому языку, трудовому обучению, краткописи для незрячих. Они стали частью живой, повседневной, созидательной работы многих сотен учителей и воспитателей школ для слепых детей и взрослых. За свою научную и организационно-методическую деятельность Б. И. Коваленко был отмечен высокой правительственной наградой — орденом Трудового Красного Знамени.

В историю советской тифлологии вошел доктор педагогических наук В. С. Сверлов, автор оригинальных работ по тифлопедагогике. В. С. Сверлов потерял зрение в возрасте 8 лет, учился в Ленинградской школе для слепых. После школы успешно закончил географический факультет ЛГУ и аспирантуру при нем. Был преподавателем географии, а впоследствии научным работником. Сочетание наблюдательности, логического мышления и экспериментальных способностей привело его к разработке проблем ориентировки слепых в пространстве, тифлотехники, трудоустройства инвалидов по зрению, созданию глобуса и рельефных карт для учащихся школ слепых.

Среди слепых много программистов, экономистов, историков, филологов. Популярна среди слепых теоретическая и прикладная математика. Следует учитывать, что сейчас выдвинулись на передний план такие важнейшие отрасли математики, как теория групп, алгебра высказываний, теория информации, теория вероятностей, теория оптимальных процессов и т. п.

Думается, что не следует стремиться к изучению какого-либо раздела математики, а нужно • овладевать универсальными идеями математической науки, изучать основы, фундамент, на котором она базируется. Наряду с овладением формальными сведениями важно, чтобы учащиеся овладевали умением мыслить математически, иначе говоря, математизировать ситуации. Знакомясь с прикладной математикой они могут заинтересоваться способами программирования, математическими методами моделирования в экономике, планировании и организации производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: