В рамках дисциплины формируются основополагающие представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, особенностях Российского исторического процесса, социокультурной идентичности российского народа в системе мировых цивилизаций.
Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий.
Лекционные занятия направлены на формирование знаний хронологии Российской истории, персоналий выдающихся государственных, общественных, военных и культурных деятелей, умение обобщать полученный на лекции материал и самостоятельно делать выводы. Лекционные занятия проводятся с использованием информационных технологий (видеосюжетов), исторических карт, блок-схем, таблиц.
Лекционный курс основывается на сочетании классических образовательных технологий с элементами проблемного обучения, дискуссии и лекций-практикумов.
На практических занятиях формируются умения:
- аргументировано излагать материал в ходе дискуссии;
- свободно использовать исторические термины и понятия;
|
|
- работать с документами (источниками) и делать выводы из их анализа;
- свободно ориентироваться по исторической карте;
- самостоятельно готовить научные сообщения, мультимедийные презентации.
На практических занятиях применяются современные образовательные технологии: метод проектной деятельности с последующей презентацией и защитой проекта, метод мозгового штурма, занятие-практикум,заключительная конференция, технологический семинар и др.
Примерная тематика рефератов:
- Категория «цивилизация» и цивилизационный подход к исследованию исторического процесса.
- Историческое знание и его функции.
- Проблема этногенеза восточных славян.
- Язычество восточных славян.
5. Происхождение и значение слова «Русь». Причины и предпосылки образование Русского государства.
6. Норманнская теория происхождения древнерусского государства и её современная критика.
- Первые князья Киевской Руси и их политика.
- Древнерусско-византийские связи X-XI века.
- Древнерусская литература и христианство.
- Былинный эпос Древней Руси.
11. Русь и Орда: особенности социально-политического развития и управления. Последствия.
- Русские земли и Великое княжество Литовское (XIII-XIV вв.)
- Москва – политический и религиозный центр объединения русских земель (XIV-XV вв.)
14. Русская культура в XV – XVI вв.
- Реформы «Избранной Рады» и их последствия.
- Опричнина Ивана Грозного и ее последствия.
- Освещение событий Смутного времени в русской литературе.
- Внутренняя и внешняя политика первых Романовых.
- Церковная реформа и её последствия для духовной жизни и культурного развития России.
- Развитие русской культуры в XVII в.
- Европа и Россия в начале нового времени: сравнительный анализ развития.
- Отражение эпохи Петра Великого в русской литературе.
- Оценка личности Петра Великого отечественными историками.
- Елизавета Петровна и ее внутренняя политика.
- Анна Иоанновна и «бироновщина».
- Внешняя политика России в первой четверти XVIII века.
- Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
- Русская литература XVIII века: характерные черты
- Реформы Петра Великого в сфере культуры.
30. Роль Екатерины II в истории России.
|
|
31. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва.
- Особенности модернизации России XVIII века.
- «Золотой век» русской культуры.
34. Социально-экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX века.
35. Отечественная война 1812 г.
36. Движения и восстание декабристов (идеология, организации).
- Русское народничество 70-х - н. 80-х гг. XIX века.
- Либерально-оппозиционное движение на рубеже 70-80-х гг. XIX века.
- Экономическая политика самодержавия конца XIX века. С.Ю. Витте.
- Экономическое развитие России в начале XX столетия.
- П.А. Столыпин. Реформы 1906-1911гг.
- Первая мировая война и российское общество.
- Учредительное собрание в России.
- Временное правительство и противоречия его политики.
- Приход большевиков к власти и создание Советского государства.
- «Военный коммунизм»: экономика, политика, идеология.
- «Белое движение»: цели, программы, тактика, причины неудачи.
- «Красный» и «белый» террор в годы Гражданской войны.
- Внешняя политика Советского государства в 20-30-е годы: международное признание СССР
- Социалистическая модернизация СССР в к.1920-х – 1930-е гг.
- Индустриализация в СССР: цели, методы, итоги первых пятилеток.
- Политические репрессии 30-х годов XX столетия в СССР.
- Власть и управление в СССР по Конституции 1936 г.
- Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе накануне второй мировой войны.
- «Превентивный удар»: реальность или утопия.
- Война и русское зарубежье.
- Великая Отечественная война: дискуссионные проблемы истории.
- Сталинградская битва: источники победы и значение.
- Рождение и крах хрущевской «оттепели»(1956-1964)
- Правозащитное движение.
- Перестойка: от частных преобразований к смене модели общественного развития (1985-1991 гг.)
- Экономические реформы второй половины 80-х гг. XX столетия и их итоги.
- Национальная политика СССР в годы «перестройки» и её результаты.
- Отечественная наука, культура и образование в годы «перестройки».
- М.С. Горбачев как политик.
- Экономическое развитие России на рубеже столетий:1992- начало 2000-х гг.
- Международное положение России в новых геополитических условиях (конец XX – начало XXI вв.)
- Личность на фоне российской истории конца XX столетия: Б.Н. Ельцин.
Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 22 страниц, написанных в формате Microsoft Word или ODF (шрифт «Times New Roman», размер – 14pt). Количество источников в списке литературы должно примерно совпадать с количеством страниц реферата.