Образовательные технологии

В рамках дисциплины формируются основополагающие представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, особенностях Российского исторического процесса, социокультурной идентичности российского народа в системе мировых цивилизаций.

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий.

Лекционные занятия направлены на формирование знаний хронологии Российской истории, персоналий выдающихся государственных, общественных, военных и культурных деятелей, умение обобщать полученный на лекции материал и самостоятельно делать выводы. Лекционные занятия проводятся с использованием информационных технологий (видеосюжетов), исторических карт, блок-схем, таблиц.

Лекционный курс основывается на сочетании классических образовательных технологий с элементами проблемного обучения, дискуссии и лекций-практикумов.

На практических занятиях формируются умения:

- аргументировано излагать материал в ходе дискуссии;

- свободно использовать исторические термины и понятия;

- работать с документами (источниками) и делать выводы из их анализа;

- свободно ориентироваться по исторической карте;

- самостоятельно готовить научные сообщения, мультимедийные презентации.

На практических занятиях применяются современные образовательные технологии: метод проектной деятельности с последующей презентацией и защитой проекта, метод мозгового штурма, занятие-практикум,заключительная конференция, технологический семинар и др.

Примерная тематика рефератов:

  1. Категория «цивилизация» и цивилизационный подход к исследованию исторического процесса.
  2. Историческое знание и его функции.
  3. Проблема этногенеза восточных славян.
  4. Язычество восточных славян.

5. Происхождение и значение слова «Русь». Причины и предпосылки образование Русского государства.

6. Норманнская теория происхождения древнерусского государства и её современная критика.

  1. Первые князья Киевской Руси и их политика.
  2. Древнерусско-византийские связи X-XI века.
  3. Древнерусская литература и христианство.
  4. Былинный эпос Древней Руси.

11. Русь и Орда: особенности социально-политического развития и управления. Последствия.

  1. Русские земли и Великое княжество Литовское (XIII-XIV вв.)
  2. Москва – политический и религиозный центр объединения русских земель (XIV-XV вв.)

14. Русская культура в XV – XVI вв.

  1. Реформы «Избранной Рады» и их последствия.
  2. Опричнина Ивана Грозного и ее последствия.
  3. Освещение событий Смутного времени в русской литературе.
  4. Внутренняя и внешняя политика первых Романовых.
  5. Церковная реформа и её последствия для духовной жизни и культурного развития России.
  6. Развитие русской культуры в XVII в.
  7. Европа и Россия в начале нового времени: сравнительный анализ развития.
  8. Отражение эпохи Петра Великого в русской литературе.
  9. Оценка личности Петра Великого отечественными историками.
  10. Елизавета Петровна и ее внутренняя политика.
  11. Анна Иоанновна и «бироновщина».
  12. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века.
  13. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
  14. Русская литература XVIII века: характерные черты
  15. Реформы Петра Великого в сфере культуры.

30. Роль Екатерины II в истории России.

31. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва.

  1. Особенности модернизации России XVIII века.
  2. «Золотой век» русской культуры.

34. Социально-экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX века.

35. Отечественная война 1812 г.

36. Движения и восстание декабристов (идеология, организации).

  1. Русское народничество 70-х - н. 80-х гг. XIX века.
  2. Либерально-оппозиционное движение на рубеже 70-80-х гг. XIX века.
  3. Экономическая политика самодержавия конца XIX века. С.Ю. Витте.
  4. Экономическое развитие России в начале XX столетия.
  5. П.А. Столыпин. Реформы 1906-1911гг.
  6. Первая мировая война и российское общество.
  7. Учредительное собрание в России.
  8. Временное правительство и противоречия его политики.
  9. Приход большевиков к власти и создание Советского государства.
  10. «Военный коммунизм»: экономика, политика, идеология.
  11. «Белое движение»: цели, программы, тактика, причины неудачи.
  12. «Красный» и «белый» террор в годы Гражданской войны.
  13. Внешняя политика Советского государства в 20-30-е годы: международное признание СССР
  14. Социалистическая модернизация СССР в к.1920-х – 1930-е гг.
  15. Индустриализация в СССР: цели, методы, итоги первых пятилеток.
  16. Политические репрессии 30-х годов XX столетия в СССР.
  17. Власть и управление в СССР по Конституции 1936 г.
  18. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе накануне второй мировой войны.
  19. «Превентивный удар»: реальность или утопия.
  20. Война и русское зарубежье.
  21. Великая Отечественная война: дискуссионные проблемы истории.
  22. Сталинградская битва: источники победы и значение.
  23. Рождение и крах хрущевской «оттепели»(1956-1964)
  24. Правозащитное движение.
  25. Перестойка: от частных преобразований к смене модели общественного развития (1985-1991 гг.)
  26. Экономические реформы второй половины 80-х гг. XX столетия и их итоги.
  27. Национальная политика СССР в годы «перестройки» и её результаты.
  28. Отечественная наука, культура и образование в годы «перестройки».
  29. М.С. Горбачев как политик.
  30. Экономическое развитие России на рубеже столетий:1992- начало 2000-х гг.
  31. Международное положение России в новых геополитических условиях (конец XX – начало XXI вв.)
  32. Личность на фоне российской истории конца XX столетия: Б.Н. Ельцин.

Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 22 страниц, написанных в формате Microsoft Word или ODF (шрифт «Times New Roman», размер – 14pt). Количество источников в списке литературы должно примерно совпадать с количеством страниц реферата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: