Нарушения интеллектуальных функций у детей с церебральным параличом

Дети с ДЦП испытывают специфические трудности в приеме и переработке поступающей информации, что связано не только с нарушением движения, речи, зрения, слуха, но и с недостатками интеллекта, внимания, памяти, с общей пассивностью ребенка, его повышенной утомляемостью

До данным Т.Н. Осипенко с соавт. (59) частота интеллектуаль­ных нарушений у детей при разных формах ДЦП значительно от­личается:

— при спастической диплегии — 5,4%;

- при гиперкинетической форме — 5,0%;

- при гемипаретической форме — 1,1%;

- при атонически-астатической форме — 9,3%.

По данным D.J. Welles с соавторами (27) в Австралии у 20% де­тей с интеллектуальной недостаточностью в дальнейшем был диагносцирован ДЦП и у 13%-умственная отсталость сочеталась с эписиндромом.

Двигательная способность у детей имеет важное значение для интеллектуального и когнитивного развития. Marcia W. Swanson с соавторами (27) выявили высокую корреляцию между низкими двигательными оценками в 4-9 месяцев с низкими интеллектуаль­ными показателями к 1,5 году жизни.

Однако имеющиеся данные об особенностях нарушения ин­теллектуальных функций у детей и подростков с ДЦП крайне ма­лочисленны и противоречивы. Поэтому в данной главе приводятся собственные результаты исследования этой проблемы (44).

При исследовании особенностей структуры и уровня интел­лекта использовали методику Векслера, адаптированную для детей А. Ю. Панасюком (60). Данная методика имеет ряд несомненных преимуществ.

Во-первых, в суммарной количественной оценке за выполне­ние каждого субтеста учитывается состояние качественно различ­ных интеллектуальных функций. Для некоторых субтестов оце­ночные шкалы предусматривают качественный анализ мышления обследуемого. (Например, в субтесте «Сходство» оценка 0 соответ­ствует уровню развития конкретного мышления, оценка 1 — функ­циональному уровню формирования понятий, оценка 2 —уровню развития абстрактного мышления).

Во-вторых, в клинической и педагогической практике основ­ную ценность имеет не коэффициент интеллекта (IQ), а соотноше­ние показателей субтестов. Это особенно важно при исследовании детей с психическим дизонтогенезом.

В-третьих, при анализе данных, полученных с помощью мето­дики Векслера можно выделить основные диагностические блоки.

Так, да основе корреляционного и факторного анализа были выявлены три основных фактора, которые соответствовали 3-м ди­агностическим блокам: вербальному, перцептивному и блоку памяти и внимания (92, 98).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: