Понятие, правовая основа, принципы системы, адм. - правовая характеристика органов местного самоупр-я РФ

Местное самоуправление (МС) – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, таким образом, органы местного самоупр-я (ОМС) – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов госуд. власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

1. не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции);

2. в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции).

Отличительными признаками ОМС явл-ся: 1. формирование населением МО, 2. действие в интересах населения.

Структура ОМС определяется населением самостоятельно. Статья 34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко определяет структуру органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным. В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования представительного органа местного самоуправления различны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание.

Деят-ть ОМС осущ-ется на принципах: -верховенства Конституции -приоритет прав и свобод человека и равноправия гражданин -гуманизма и эффективности –выборности -Многообразие форм МС -учет интересов населения -использование исторических и иных местных традиций и обычаев.

ВИДЫ ОМС:

- выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ, законами субъектов РФ, уставами МО(органами, которые избираются на муниципальных выборах – в муниципальном образовании являются представительный орган и глава муниципального образования)

-другие органы, образуемые в соответствии с уставами МО (администрациями МО).

МС осущ-ся через формы прямого волеизъявления граждан(непосредственные и представительные): непосредственные: местный референдум (проводится для решения населением важных вопросов местного значения), местные выборы (осуществляются для избрания депутатов представительного органа власти и высших должностных лиц), сходы и собрания граждан (в МО менее 200 чел. МС осущ-ется через сход всего населения МО), территориальное общественное самоуправление (решение вопросов локальной территории в пределах МО). представительные: представительные органы МС (Думы).

Законодат. акты, регулирующие деят-ть МС: КРФ, Европейская хартия, ФЗ «Об общих принципах местного самоупр-я в РФ» № 131, Указы Президента РФ, КСРФ, Устав МО (Устав МО явл-ся одним из основных законодательных актов, регулирующих МС: именно в нем определена структура МС, способы формирования МС).

Особую роль в системе муниципальных правовых актов играют уставы муниципальных образований. Устав является основным нормативным правовым актом, определяющим систему местного самоуправления конкретного муниципального образования. В связи с этим устав обладает рядом особенностей: установлен особый порядок принятия устава, а также внесения изменений и дополнений; устав носит определенный учредительный характер, так как закрепляет систему местного самоуправления конкретного муниципального образования, определяет полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, действующих от имени муниципального образования; устав затрагивает все сферы, связанные с организацией и осуществлением местного самоуправления; все правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны соответствовать уставу; именно устав определяет систему правового регулирования в муниципальном образовании через определение субъектов правотворчества, его порядка и процедур, он содержит указания на некоторые акты, регулирующие те или иные общественные отношения в сфере местного самоуправления.

Устав муниципального образования наряду с решениями, принятыми населением на референдуме, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов и имеет прямое действие. Ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливаются основные требования к уставу муниципального образования. В частности, определяется, какие положения должны определяться уставом.

Адм.-правовой статус МС – заключается в наличии прав, обязанностей и гарантий. Административно-правовой статус органов местного самоуправления означает, что в законодательстве закреплено их право вступать в правоотношения с органами исполнительной власти, а также право быть носителями государственно-управленческих полномочий. Следовательно, в административно-правовых отношениях они могут быть как объектами управления для органов государства, так и субъектами государственного управления. В первом случае речь идет о публичных обязанностях, которые должны выполнять органы местного самоуправления как и иные юридические и физические лица - соблюдать правила и нормы, надзор за соблюдением которых осуществляют уполномоченные органы государства (например, правила пожарной, дорожной безопасности, санитарные нормы и многие другие).Во втором случае органы местного самоуправления выполняют государственные функции, закрепленные за ними государством с помощью законодательства – устанавливают местные налоги и сборы, а также льготы и преимущества по ним, принимают различные правила и положения, в том числе такие, за неисполнение которых может быть установлена административная ответственность.

Права – представлять население от его имени и в его интересах решать вопросы местного значения (формировать и расходовать средства местных бюджетов, управлять муниципальной собственностью, издавать правовые акты и проч.) Обязанности – от имени населения и в его интересах решать вопросы местного значения. Гарантии - делятся на правовые, экономич. и духовные. Правовые – содержаться в правовых актах (МС отделено от государства и не подчиняется ему по КРФ), экономич.- муниципальная собственность один из видов собственности в РФ ею управляет только МС, духовные – народ имеет право решать вопросы местного значения на территории, где он проживает по КРФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: