Понятие, отличительные, признаки, классификация, А_П статус гос. Служащих в РФ

В узком понимании государственный служащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. долж­ность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за воз­награждение, заработную плату, денежное содержание) функ­ции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Классификация гос.служ-х:1) В зависимости от органа государственной власти государственные служащие могут быть разделены на федераль­ных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. 2)В зависимости от групп занимаемых должностей государ­ственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.3)по способу поступления на государственную службу, можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещаю­щих государственную должность государственной службы по конкурсу.4)Все государственные служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотруд­ники таможенных органов, прокурорские работники и др.); слу­жащие, не принимающие присягу (например, служащие отде­лов и управлений областной администрации).5)Если положить в основу деления государственных служащих такой критерий, как специальные профессиональные обязанности и характер государственной службы, то выделяются гражданс­кие государственные служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе (воен­нослужащие, сотрудники милиции, должностные лица тамо­женных органов и пр.).6)В соответствии с принципом разделения государственной влас­ти различаются государственные служащие, замещающие госу­дарственные должности в органах представительной (законода­тельной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделить и государственных служащих, занимающих должнос­ти в органах прокуратуры, таможенных органах, Счетной пала­те, Центральной избирательной комиссии и т. д.7)По объему должностных полномочий государственные служа­щие подразделяются на должностных лиц (иногда их называют также сотрудниками государственных органов) и служащих, не являющихся должностными лицами (обычных служащих). Все гос.служащие занесены в реестр гос.служащих. Признаки гос.сл-го:

Во-первых, государственный служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государ­ственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установ­ленным соответствующим федеральным законом. Государствен­ный служащий является одной из сторон государственно-слу­жебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор[3], согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, го­сударственные функции, решает специальные задачи для дости­жения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответствен­ность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

Во-вторых, государственный служащий должен отвечать тре­бованиям законодательства о государственной службе, т. е. по­ложениям конкретного закона о соответствующем виде государ­ственной службы.

В-третьих, государственный служащий занимает оплачивае­мую должность государственной службы в установленном зако­ном порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обя­занности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать толь­ко государственные служащие.

В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатичес­кий ранг, воинское и специальное звание.

В-пятых, государственный служащий выполняет государ­ственные функции, полномочия государственных органов, ре­шает государственные задачи в экономической, социальной, ад­министративно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, нало­гообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

В-шестых, государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие реше­ния, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и дея­тельность трудовых коллективов. Государственная должность - это учрежденная в установленном порядке государственным органом (путем принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объем полномочий занимающего ее лица и содержится за счет финансовых средств государственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего, занимающего данную должность, ее техническое обеспечение, установленные льготы и гарантии служащих и пр.).В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы в РФ» (Глава 2) выделяют следующие категории должностей гражданской службы:1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы. Внутри групп для некоторых должностей федеральной государственной гражданской службы предусмотрена градация на разряды. Некоторые эксперты в дроблении должностей государственной гражданской службы усматривают возрождение в новых исторических условиях старой негативной традиции Табели о рангах. Вероятно, разработчики закона предполагали, что такое дробление позволит более четко установить квалификационные требования к служебной деятельности и должностным обязанностям государственных служащих, замещающих должность каждой из введенных категорий, позволить более четко распределить функциональные обязанности. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации. Государственные должности гражданской службы приобретают легитимный характер только после включения их в соответствующие реестры. Реестр есть перечень должностей гражданской службы, официально включенных в соответствующие нормативные документы. Они ведутся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Всего должно быть три реестра: федеральный, региональный и сводный. Сводный реестр должностей гражданской службы Российской Федерации образуется из реестра должностей федеральной гражданской службы и реестров должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации. Последний реестр был введен указом Президента РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Это самый объемный и обстоятельный нормативный документ подобного рода.

Правовой статус государственного служащего:

1) права, обеспечивающие уяснение служащим своего право­вого статуса и его правовую защиту: а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службыб) ознакомление с должностным регламентом и иными доку­ментами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, пока­зателями результативности профессиональной служебной дея­тельности и условиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей дея­тельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;г) право на обращение государственного служащего в соот­ветствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой;д) защита сведений о государственном служащем;е) государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственно­му служащему имущества.

2) права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей: а) получение в установленном порядке информации и мате­риалов, необходимых для исполнения должностных обязаннос­тей; обеспечение надлежащих организационно-технических ус­ловий, необходимых для исполнения должностных обязаннос­тей;б) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;в) принятие решений и участие в их подготовке в соответ­ствии с должностными обязанностями;г) переподготовка (переквалификация) и повышение квали­фикации за счет средств соответствующего бюджета;д) внесение предложений по совершенствованию государ­ственной службы в любые инстанции;е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).

3) права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего:а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение ва­кантной должности; должностной рост на конкурсной основе;б) продвижение по службе, увеличение денежного содержа­ния с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалифи­кации;в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессио­нальных интересов;д) право на денежное содержание, состоящее из должност­ного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;е) право на отдых, обеспечиваемое установлением нормаль­ной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегод­ных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (на­пример, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжи­тельностью не менее 30 календарных дней; для отдельных кате­горий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачивае­мый отпуск большей продолжительности);ж) право на включение в стаж государственной службы госу­дарственного служащего иных периодов трудовой деятельности;з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию.

Круг общих (основных) обязанностей государственного служа­щего сводится к следующему: Обеспечение поддержки конституционного строя и соблю­дения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ; Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной ин­формацией; выполнение должностных инструкций; Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных инте­ресов граждан; Исполнение приказов, распоряжений и указаний выше­ стоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведо­мо незаконных (или неправомерных) поручений; Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей. Соблюдение норм служебной этики. Хранение государственной тайны;

Таким образом, мы видим, что обязанности госслужащего являются логичным продолжением его прав и в совокупности с оными делают возможным сделать систему государственного управления более эффективной.

Государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности:1) основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный или должностной проступок наказание за который предусмотрено Трудовым Кодексом РФ от 1 февраля 2002 года (ст. 419). Меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности, увольнение;2) административная ответственность наступает за совершение административных правонарушений, связанных со служебной деятельностью ст. 2.4. и ст. 2.5. КоАП Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ. Например, вмешательство в работу избирательной комиссии, отказ в предоставлении гражданину информации, использование служебной информации на рынке ценных бумаг, невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы и другие;3) государственные служащие несут уголовную ответственность за совершение должностных преступлений на основании Уголовного Кодекса РФ от 13 июня 1996 года №64-ФЗ: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность, получение взятки, служебный подлог и другие;4) материальная ответственность государственных служащих состоит в обязанности служащего, причинившего материальный ущерб государству (органу, учреждению), физическому или юридическому лицу, возместить ущерб в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.

Государственные гарантии при прохождении госслужбы:

1. Гарантией являются прежде всего условия работы, обеспечиваю­щие исполнение государственным служащим своих должностных обя­занностей.

2. Первостепенное значение имеют денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законами и другими многочисленными ак­тами Российской Федерации и ее субъектов в качестве платы за испол­нение функции государственного служащего.Денежное содержание может выплачиваться федеральным госу­дарственным служащим только за счет средств федерального бюджета.

3.Государственному служащему гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность не менее 30 календарных дней, а для отдельных категорий государственных служащих — и бо­лее.

4.Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарст­вами) государственного служащего и членов его семьи осуществляется за счет федерального бюджета или бюджета соответствующего субъек­та Федерации.

5. Государственному служащему гарантируется защита его и чле­нов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

6. Государственному служащему в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми акта­ми субъектов Федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с прие­мом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья. Законодательством могут быть предусмот­рены и иные гарантии.

7. Важной гарантией является установление специального право­вого положения государственного служащего при ликвидации и реор­ганизации государственного органа.При ликвидации государственного органа или сокращении его шта­та государственному служащему в случае невозможности предоставле­ния работы в том же органе должна быть предложена другая должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

Ограничения, связанные с государственной службой (Ст.11): заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ или субъектов, ОМСУ; заниматься предпринимательской деятельностью; состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено ФЗ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в ОГВ, в котором он работает, либо который подчинен или подконтролен ему; использовать в неслужебных целях средства обеспечения, другое имущество и информацию; получать гонорары за публикации и выступления в качестве служащего; получать вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей и после выхода на пенсию; принимать без разрешения ПРФ награды, звания зарубежных стран, международных и иностранных организаций; выезжать в служебные командировки за границу за чужой, за исключением осуществляемых в соответствии с договорами и договоренностями РФ; принимать участие в забастовках; использовать служебное положение в интересах политических партий, общественных, религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: