Муницип. право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникшие на уровне местной власти. Понятие местного самоуправления определено в ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": "Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".
ПРИНЦИПЫ МП:
o Верховенство КонституцииПриоритет прав и свобод человека и равноправия граждан демократизм местного самоуправления: местное самоуправление рассматривается законодательством Российской Федерации в качестве особой формы народовластия; оно призвано выразить интересы жителей муниципального образования; в местном самоуправлении реализуются различные формы как непосредственной (референдум, общие собрания, выборы и т.д.), так и представительной демократии (деятельность муниципальных органов); самостоятельность местного самоуправления: многие вопросы местного самоуправления (например, формы его осуществления, структура местных органов) решаются населением муниципального образования самостоятельно; решения, принимаемые населением непосредственно или органами местного самоуправления, в утверждении не нуждаются и обязательны к исполнению всеми субъектами;
o государственные органы не вправе давать обязательные указания ни населению, ни органам местного самоуправления о том, как следует исполнять их функции;
o единственным ограничением является лишь обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления действовать в рамках закона;
2) организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом:
o органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
o осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными служащими не допускается;
o должностные лица местного самоуправления не являются государственными служащими;
3) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления:
o каждый субъект Российской Федерации определяет основы организации и функционирования местного самоуправления, учитывая местные особенности;
o само население вправе избрать одну из допустимых моделей местного самоуправления;
Предмет м.п. – это муницип. (самоуправленческие) отношения: Из всей совокупности муниципально-правовых отношений можно выделить следующие основные, возникающие в процессе:
· непосредственного осуществления местным населением власти;
· формирования органов местного самоуправления;
· деятельности органов местного самоуправления;
· исполнения взаимных обязательств между органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Субъекты (участники) муниципально-правовых отношений многочисленны и разнообразны. Ими могут быть, с одной стороны, лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а с другой - физические, юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Можно выделить следующие группы субъектов муниципально-правовых отношений:
Методы муницип. права: Как комплексная отрасль, муниципальное право использует различные способы правового регулирования. В связи с этим для метода муниципального права характерно сочетание императивного и диспозитивного подходов.
1. Императивный подход. С одной стороны, императивные, властные предписания, свойственные публично-правовому регулированию (конституционному, административному, финансовому праву), определяют многие вопросы местного самоуправления - в частности, порядок проведения выборов органов местного самоуправления; компетенцию выборных должностных лиц муниципалитетов; обязательность решений местных референдумов, собраний или сходов. Основанием возникновения муниципально-правовых отношений в таких случаях обычно выступает властное предписание.
2. Диспозитивный подход. С другой стороны, в муниципальном праве широко используются и диспозитивные нормы, основывающиеся на принципе юридического равенства субъектов общественных отношений, что характерно для частноправового регулирования (гражданского, семейного, торгового права). Так, органы местного самоуправления являются юридическими лицами и вправе самостоятельно выступать в гражданском обороте, в частности, они могут приобретать в собственность муниципального образования имущество. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в таких случаях, как правило, является договор.
Источники МП Систему источников муниципального права составляют:
· 1. Нормативные правовые акты Российской Федерации:
- Конституция Российской Федерации;
-федеральные законы, среди которых основными в настоящее время являются:
§ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (с последующими изменениями, в ред. от 04.08.2000 № 107- ФЗ);
§ Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.06.98 № 85-ФЗ);
o указы Президента Российской Федерации, в частности, Указ Президента РФ "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" от 11 июня 1997 г. № 568; Указ "О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации" от 22 октября 1998 г. № 1281;
o постановления Правительства Российской Федерации, такие, как Постановление "О федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления" от 15 декабря 1999 г. № 1394.
· 2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:
o законы субъектов Российской Федерации, прежде всего конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, и уставы других субъектов РФ, а также законы о местном самоуправлении (например, в Красноярском, Приморском краях, Новосибирской, Томской, Тюменской областях); об организации местного самоуправления (в Волгоградской, Нижегородской, Читинской областях и др.) или об основах местного самоуправления (в Алтайском крае);
o нормативно-правовые акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
· 3. Нормативные правовые акты муниципальных образований:
o уставы муниципальных образований;
o решения, принимаемые непосредственно населением (на местном референдуме);
o нормативные акты органов местного самоуправления.
Следует также подчеркнуть, что составной частью источников муниципального права России является также ратифицированная нашей страной в 1998 г. Европейская Хартия местного самоуправления 1995 г., установившая общие для всех стран-членов Совета Европы принципы организации власти на местах.
Система муниципального права. Муниципальное право является системной отраслью права, т. е. имеет совокупность правовых институтов, объединяющих нормы муниципального права, регулирующие однородные муниципально-правовые отношения. При характеристике системы муниципального права авторы придерживаются различных подходов: одни выделяют 2 части в рамках системы - общую и специальную часть. Общая часть - совокупность норм общего характера, характеризующих конституционные основы, гарантии местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, формы участия граждан в работе муниципальных органов и т. п.
Особенная часть - совокупность правовых институтов, регулирующих порядок осуществления органами местного самоуправления полномочий в конкретной области - финансово-кредитной сфере, образовательной области, социально-культурной области и т. д. Особенная часть содержит институты, регулирующие порядок делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Специальная часть - совокупность правовых институтов, регулирующих особенности функционирования местного самоуправления в отдельных регионах.
Согласно утвердившейся в юридической литературе точке зрения комплексный характер муниципального права проявляется в том, что оно:
1) регулирует весь комплекс общественных отношений, связанных с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни (экономической, финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др.);
2) нормы муниципального права одновременно являются нормами других отраслей права, например конституционного, административного, гражданского.
Место в системе права. МП право связано с КП, которое явл. Ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоупр-я, гарантии формы осуществления местного самоупр-я, его место в системе народовластия. Тем самым нормы КП устанавливают основы МП, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоупр-я. Взаимосвязь МП с АП обусловлена в частности, тем, что институты муниципальной службы и гос. службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты, представляя собой, образно говоря, «соединяющие сосуды». Так, законами субъекта Федерации устанавливается соотношение должностей муниципальной и гос. службы РФ, время работы на должностях в органах местного самоупр-я засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о госуд. службе и тд. МП находится в тесной взаимосвязи с ГП, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоупр-я, кот. От имени мун. образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Взаимодействие МП с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявл-ся в регулировании деятельности органов местного самоупр-я, которые в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоупр-я формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие фин. вопросы местного значения и т.д.
3. Понятие,правовая основа, принципы системы,административно-правовая характеристика исполнительных органов власти РФ.
Орган ИВ – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.
Признаки органа исполнительной власти:является государственным учреждением;вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);наделен полномочиями государственно-властного характера;решает задачи, определенные государством;обладает соответствующей компетенцией;деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;обладает внутренней организацией, структурой;наделен административной правосубъектностью;действует в пределах определенной территории;подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти. Особыми правами ОИВ явл-ся право издания юридич. актов от имени государства, применение мер, обеспечивающих исполнение юридич. актов. Главной обязанностью ОИВ явл-ся деят-ть в интересах населения. ОИВ обладают правовыми и судебными гарантиями. Должностные лица ОИВ несут ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение должностных обязанностей.
ОИВ имеют свою структуру: руководство, специалист, вспомогательный персонал. Правительство РФ – высший исполнит. орган госуд. власти РФ. Правительство РФ осущ-ет исполнительную власть, явл-ся коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнит. власти. В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство РФ в пределах своих полномочий осущ-ет общее руководство в сфере госуд. упр-я.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжения Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. По способу образования ОИВ могут быть выборными и создающимися по распоряжению.
Виды органов исполнительной власти: а) в зависимости от бюджета из которого финансируются ОИВ: федеральные ОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ; б) по организационно-правовому принципу организации и деятельности различают: правительства, министерства, комитеты, службы, надзоры и т. д.; в) по характеру компетенции различают: общей компетенции (Правительство РФ, Правительства (и иные аналогичные органы) субъектов РФ), отраслевой компетенции (министерства), межотраслевой компетенции (комитеты), специальной компетенции (инспекции, службы); г) по порядку разрешения дел различают: коллегиальные (правительство) и единоличные (министр). По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ.
СИСТЕМА ОИВ.СТРУКТУРА федеральных органов исполнительной власти представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Правительство РФ – высший исполнит. орган госуд. власти РФ. Правительство РФ осущ-ет исполнительную власть, явл-ся коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнит. власти.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, включающее в себя Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» и иных федеральных законов. Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят:
Федеральные министерства разрабатывают политику в определенной сфере государственного регулирования (концепции, программы, федеральные целевые программы, бюджет), разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, а также осуществляют международное сотрудничество (переговоры, международные договоры и соглашения). Федеральные службы осуществляют контрольно-надзорные или правоохранительные функции и не должны обладать полномочиями по подготовке и принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом. Их предназначение – реализация политики, разработанной федеральными министерствами и одобренной Правительством РФ, пресечение нарушения законодательства, обеспечение безопасности в определенной сфере общественных отношений. Федеральные агентства специализированы на выполнении функций управления государственным имуществом, реализации государственных программ и оказании государственных услуг. Они не могут обладать контрольно-надзорными полномочиями и правом разработки и принятия нормативных правовых актов.
Такая функциональная специализация исключает конфликт интересов между функциями выработки политики, исполнением политики и контролем за исполнением политики.
Территориальные федеральные органы исполнительной власти входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в пределах определенного территориального образования (федерального округа, субъекта РФ). Территориальные федеральные органы исполнительной власти в зависимости от взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ подразделяются: на территориальные федеральные органы, курируемые органами исполнительной власти субъектов РФ, и территориальные федеральные органы, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов РФ.
К территориальным федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим с органами исполнительной власти субъектов РФ, относятся органы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерства внутренних дел РФ; Федеральной налоговой службы; Федеральной таможенной службы; Федеральной службы безопасности и др.
Aдминистративно-правовой статус органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти наделены правом нормо - творческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных пра-вовых актах определяются виды, порядок принятия, государ-ственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполни-тельной власти -- это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой -- результат адми-нистративного нормотворчества в системе государственного уп-равления. Акты управления являются подзаконными правовы-ми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления спо-ров и административных дел.
Определен нормативно установленный порядок образова-ния, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.
Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме-нование.
Федеральными законами и законами субъектов РФ пре-дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.
Финансирование органа исполнительной власти осуществ-ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.
Правовой статус органов исполнительной власти характери-зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-чий. Независимость органов законодательной власти устанав-ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами. Превышение пределов установлен-ных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.