Публичное управление – управленческая деят-ть, которая носит организующий, властный, деятельностный характер и осущ-ется специально уполномоченными субъектами упр-я от имени государства. Публичное управление может быть государственным и муниципальным. Госуд. управление – это реализация задач и функций госуд. власти. Муниципальное управление – это реализация задач и функций по решению вопросов местного значения в интересах населения МО и под свою ответственность.
Сущность публичного упр-я (ПУ ) - -задачи – служить интересам личности и общества, исполнение в жизнь законов и подзаконных актов. - последовательность (т.к. публичная деят-ть носит исполнительно-распорядительный характер) создание нормы, реализация нормы и контроль за исполнением. - Основные черты ПУ – подзаконность, подконтрольность и властность (т.к. все отношения в ПУ это властеотношения(одной из сторон явл-ся властная сторона гос. или МС).
Субъектами упр-я могут быть ОГВ, ОМС, общественные объединения, предприятия и учреждения, физические лица, ГС и МС. Объектами упр-я могут быть те же.
Функции ПУ: аналитическая (сбор и анализ информации), прогностическая (прогноз развития СЭП процессов), планирование (планирование деятельности упр-я), координации (координация деятельности ОВ), контрольная (контроль за исполнением). Формы ПУ зависят от компетенции и могут быть внутренними и внешними. Внутренние – отраслевая компетенция (МИН. Здравоохранения), внешние – общая (Правительств) и межотраслевая компетенция (Мин. Экономических отношений). Методы упр-я –способы достижения требуемого результата. Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.
Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления. Существуют следующие средства (способы) убеждения:
• обучение – процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
• агитация – распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;
• пропаганда – распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
• разъяснительная работа – деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
• критика – отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;
• осуждение антисоциального поведения – выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.
Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.
По характеру воздействия на объект упр-я методы могут быть прямые (адм. пресечения) и косвенные (социально – психологические (выговор, лишение специального права (водительских прав) и экономич. (штраф, льгота по налогам).
Особенности косвенных методов:
1. являются видом методов государственного управления;
2. воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
3. у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;
4. результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;
5. обеспечиваются системой гарантий.
Виды социально-психологических методов:
1. методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
2. методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);
3. методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).
Виды психологических методов:
1. гуманизация труда;
2. комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
3. методы психологического побуждения;
4. методы психологического отбора работников при приеме на службу.
Экономические методы - вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.
Виды экономических методов:
1. прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;
2. кредит – передача денег или вещей, обладающих определенными родовыми признаками, на условиях возврата либо отсрочки платежа, как правило, с уплатой процента;
3. лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
4. премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;
5. налогообложение – деятельность государственных органов на основе законов по взиманию налогов и платежей в бюджет различного уровня;
6. квота – количественная мера осуществления определенной деятельности, например на вывоз энергоресурсов.