Понятие, отличительные признаки, классификация, действие адм. актов

Адм. акт – юридический акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий индивидуально-конкретное дело.

Признаками адм. акта явл-ся: - Юридическая природа (обладает властным характером и обязателен адресантам), - Принятие в одностороннем порядке, -Установление обязательных правил поведения либо регулирование конкретных управленческих отношений - принятие согласно компетенции -Административный акт отличается от других актов госуд. органов и ОО следующими основаниями: 1. От гражданско-правовых – отсутствием взаимного волеизъявления сторон (сделка). 2. От актов прокурорского надзора – содержат новые нормы, а так же предписания управленческого, исполнительно-распорядительного характера.

Административные акты могут классифицироваться по следующим основаниям: 1. По юридическим свойствам административные акты могут быть: нормативными (содержат нормы права), индивидуальные (разрешают конкретные, индивидуальные вопросы), смешанные (содержат в себе и нормы права и решение конкретных вопросов смешанные ()ретные, индивидуальные вопросы, () следующим основаниям:

ядительного характера

ваниями:

); 2. По сроку действия административные акты могут быть: бессрочными, временные. 3. По территории действия: действующие на территории РФ, СРФ, админстративно-территориальной единицы. 4. По форме выражения административные акты бывают: словесные (письменные и устные) и конклюдентные (воля субъекта может выражаться посредством жестов, сигналов, знаков).

Адм. акты должны приниматься в строгом соответствии с требованиями, к ним предъявляемыми, т.е. акт должен быть издан согласно компетенции, в установленном порядке и по установленной форме. Правовой акт должен быть издан в соответствии с установленным порядком издания и вступления в силу актов упр-я. Действие правовых актов зависит от компетенции органа, их издавшего и срока, в них указанного. При нарушении юридич. требований, предъявляемых к актам упр-я, может встать вопрос об их оспоримости или ничтожности. Ничтожные акты – акты, вследствие своей незаконности не могут порождать юридич. последствий. Оспоримые акты – акты, которые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены заинтересованными органами или лицами. Правовой акт упр-я может утратить юридическую силу по след. причинам: 1. Признание недействительным; 2. Отмена органом, издавшим акт или вышестоящим органом. Значение актов упр-я заключается в следующем: они устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, возлагают конкретные обязанности на упр-я и выступают в качестве юридич. фактов.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубли­кования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавлива­ющим новые правила регулирования той же социальной сферы.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет государства распростра­няется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Прин­цип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государ­ства в соответствии с нормами международного права могут находиться уча­стки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА УПРАВЛЕНИЯ — утрата нормативным актом юридического значения (юридической силы) в случаях, предусмотренных законодательством. Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в самом акте не оговорено иное. Действие нормативно-правового прекращается в следующих случаях:

а) истечения срока, на который был рассчитан акт (например, федеральный закон о бюджете действует в течение одного года, в соответствии с п. 7 Заключительных и Переходных положений Конституции РФ «Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума избираются сроком на два года»). С истечением данного срока данное положение Конституции РФ прекращает свое действие;

б) принятия нового нормативного акта, которому противоречат положения ранее изданного акта;

в) заключения и вступления в силу в установленном порядке международного договора, нормам которого противоречат положения ранее изданного акта;

г) признания акта неконституционным;

д) признания акта, утратившего силу;

е) приостановления действия акта органами, принявшими этот акт, или иным уполномоченным на то органом. Так, согласно Конституции РФ, Президент РФ «вправе приостанавливать действие актов органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституция РФ и Федеральным законом, международным обязательствам Российской Федерации или нарушение прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» (ч. 2 ст. 85).

Юридическое значение административных актов заключается в том, чтобы показать их правовую роль в юридической практике не только органов государственного управления и местного самоуправления, но и органов законодательной (представительной) и судебной властей. Раскрытие юридического значения актов управления позволит ответить, например, на вопросы о том, для чего нужны акты управления в системе практического управления, могут ли они содействовать улучшению механизма правового регулирования и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: