Понятие, сущность и виды адм.-правового принуждения и ограничения в РФ

Публичное управление – управленческая деят-ть, которая носит организующий, властный, деятельностный характер и осущ-ется специально уполномоченными субъектами упр-я от имени государства. Публичное управление может быть государственным и муниципальным.

Формы ПУ: 1. Правотворческую (издание правовых актов, регулирующих поведение и деят-ть субъектов упр-я). Правотворчество – деятельность органов и должностных лиц государственного управления, осуществляемая в установленных формах, в пределах компетенции по выработке правовых норм.2. Правоприменительная, которая в свою очередь делится на регулятивную (решение индивидуально-конкретных дел) Правоприменение – деятельность уполномоченных субъектов государственного управления в установленном процессуальном порядке по разрешению индивидуальных конкретных дел с вынесением правоприменительных актов.3) и правоохранительную.

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

· Особенности административного принуждения: основывается на нормах административного права;

· применяется как физическими, так и юридическими лицам;

· применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;

· закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;

· применяется широким кругом уполномоченных субъектов;

· система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);

· применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;

· порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;

· применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);

· законность применения обеспечивается системой гарантий;

· применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Цели административного принуждения:

1. предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;

2. пресечение правонарушений;

3. восстановление нарушенного состояния;

4. процессуальное обеспечение;

5. наказание (ответственность) правонарушителя.

Методы воздействия при применении административно-правового принуждения:Физическое принуждение — это насильственное воздействие на организм человека, сводящееся к причинению боли или вреда здоровью, совершаемое с целью добиться совершения принуждаемым лицом определённого действия. (нанесение побоев, применение оружия и т.п.), Психическое принуждение представляет собой информационное воздействие на сознание человека, которое, как правило, представляет собой угрозу применения физического насилия к самому принуждаемому лицу или его близким. Материальное принуждение (штрафы).

Виды А-П ПРИНУЖДЕНИЯ: 1)Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства. Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства. Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств.2) Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий. Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения. Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта;

3) Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса. В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.

Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.

4) Административное взыскание - это мера ответственности за админи­стративное правонарушение, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.

Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды администра­тивных наказаний: 1. предупреждение; 2. административный штраф; 3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения; 4. конфискация орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения; 5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6. административный арест; 7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8. дисквалификация.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. АО обладает рядом характерных черт и особенностей: а) имеет собственную нормативно-правовую основу (самостоятельный институт АП); б) основанием возникновения является АПН (проступок); в) субъектом АО может быть как физические лица, так и коллективные образования; г) за АПН предусмотрены административные взыскания; д) взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц; е) взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей; ж) АВ не влечет судимости или увольнения с работы; з) лицо, к которому применяется АВ, считается имеющим такое взыскание в течение установленного срока; и) меры АО применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. основные функции: a) Репрессивно-карательная (штрафная) - является, во-первых, актом возмездия государства по отношению к правонарушителю; во-вторых, средством предупреждения новых правонарушений. b) Предупредительно-воспитательная (превентивная) - призвана обеспечить формирование у граждан мотивов, побуждающих соблюдать требования законов, уважать права и законные интересы других лиц. c) Правовосстановительная (компенсирующая) - установленный государством порядок не может существовать в нарушенном виде, нарушенные права других лиц должны быть восстановлены и вред, причиненный противоправным поведением подлежит компенсации. А дминистративную ответственность характеризуют некото­рые признаки, общие для всех видов юридической ответствен­ности. Во-первых, она представляет собой государственное принуж­дение, поскольку реализация властных полномочий осуществля­ется через органы государственной власти и органы местного само­управления. Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняется общим принципам законности и справедливости права; применяется на основе правовой регламента­ции ее пределов и процессуальных форм реализации наказаний. В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. В-четвертых, в мерах административной ответственности со­держится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства, осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонаруши­теля. В-пятых, это ретроспек­тивная, или негативная, ответственность в отличие от так на­зываемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием право­вой обязанности или долга.

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: