Речь идет о том, чтобы высвободить пространство, в котором человек мог бы распрямиться.
М. МАМАРДАШВИЛИ
П |
остоянное обновление знаний — важнейшая сторона профессиональной деятельности любого специалиста. Объем информации, необходимый для плодотворной работы, возрастает с большой скоростью. Уровень знаний молодых специалистов по окончании вуза остается удовлетворительным в течение пяти лет, после чего им необходимо затрачивать до 10% рабочего времени для поддержания знаний на должной высоте. Поэтому на первый план выступает проблема формирования таких качеств внимания, памяти и мышления, которые позволяют человеку самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию, и развития таких способностей и навыков, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечили бы ему возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.
Вместе с тем не секрет, что большинство взрослых людей отрицательно реагирует на слово «учиться». Каждый шаг в новое подчас их пугает, поскольку обычно означает отказ от безопасного состояния, которое более или менее известно, ради чего-то нового и еще не освоенного. В этих обстоятельствах люди заранее настроены отрицательно, поскольку опыт учебы (в школе или институте) в их сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. Конечно, если с учебой постоянно связывать скуку, неудобство и принуждение, то неудивительно, что никто не захочет заниматься этим без жесткой необходимости. А между тем учеба в любом возрасте может и должна сочетаться с удовольствием.
Ситуация обучения взрослых усложняется тем, что зрелых людей необходимо не только обучать, но и переучивать, то есть преодолевать сопротивление ранее сформированных психологических барьеров и стереотипов. (Такая ситуация типична, например, для систем повышения квалификации специалистов.) Существование таких препятствий помогает понять, почему в процессе переподготовки новые сведения далеко не всегда воспринимаются как непреложные истины, даже если они подкреплены фактами успешного их применения на практике. В возникшей ситуации жизненный опыт, составляющий профессиональное богатство и опору специалиста, становится помехой для восприятия нового. Когда, будучи успешен в работе, человек убежден заранее, что нового ему ничего не сообщат, его интерес к предмету не пробуждается и, как следствие, новая информация не воспринимается. Здесь
ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ И ПРВДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ
можно упомянуть и один из приемов пробуждения интереса к новым формам — вводный контроль знаний. Он состоит в том, что слушателям на практике показывают их неумение справиться с предложенными профессионально значимыми задачами. Тогда они вынуждены пересмотреть представления об достаточном уровне своей осведомленности и несколько скорректировать субъективную самооценку, таким образом мотивация к усвоению новых знаний несколько повышается.
Одно из самых распространенных предубеждений человека — предубеждение против нововведений и перемен. Оно объясняется тем, что каждое новшество требует дополнительных затрат времени и сил на переучивание и приспособление. С целью снижения страха перед будущими усилиями рекомендуется перенести центр тяжести в обсуждаемых проблемах с вопросов: кто виноват в том, что сейчас что-то плохо, на то, что надо делать и почему станет лучше. При этом главное — показать выгоды от перемен для каждого, кто предпринимает усилия. Это подготавливает почву для раскрытия преимуществ от нововведений. Аргументированные доводы в пользу необходимости и целесообразности таких усилий помогают ослабить противодействие, отрицательные эффекты предубеждения и постепенно подготовить специалиста к предстоящим переменам.
Для усиления эффекта и снижения противодействия переменам, кроме вводного контроля и предварительного смещения центра тяжести на положительные следствия перемен и нововведений, следует учесть привычки, традиции, сложившиеся стереотипы общения и работы. Хорошей иллюстрацией приема преодоления барьера предубеждений служит система «ринги», распространенная в Японии, в ряде крупных фирм, для внедрения изменений. В соответствии с этой системой проект предполагаемых изменений начинает движение и обсуждение снизу. Каждое заинтересованное лицо знакомится с проблемой, выражает свое мнение и ставит на проекте визу. Впоследствии, когда решение об изменении принято, не нужно прилагать усилий для его популяризации и продвижения по каналам исполнения — такая работа уже сделана в процессе обсуждения и голосования. Таким образом еще до принятия решения сознание всех участников пропитывается деталями и идеей новшества, поэтому оно воспринимается как плод совместной деятельности.
Этот метод учитывает то, что, когда участники недостаточно вовлечены в процесс принятия решения, они часто не одобряют его результат. Человек должен участвовать в подготовке заключения, тогда каждое продвижение, каждая уступка, каждое критическое замечание играют роль личного клейма участника. Боль-
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
шинство людей сопротивляются не изменениям вообще, а методам, с помощью которых это изменение производится. Когда не объяснены цели перемен, заинтересованные лица не принимали участия в планировании этих перемен, проигнорированы традиции и привычный стиль их работы, им кажется, что и так все хорошо. Ведь тогда каждый как возможный инициатор реформ не пользуется уважением и доверием.
Настороженность и скрытый протест могут развиться не только вследствие общего предубеждения по отношению к новшествам, но и возрастных иллюзий. Некоторые опытные специалисты думают, что им уже, пожалуй, поздно переучиваться: нет сил и желания, а несколько лет можно продержаться и так. К сожалению, первое неверно, а последнее маловероятно. Психологическая наука со всей определенностью показала: никогда не поздно совершенствоваться — нет возрастных ограничений в постижении нового. Наоборот, чем больше жизненный и профессиональный опыт, тем успешнее идет обучение новому. Однако проходит оно эффективнее при положительном настрое и правильной организации обучения.
Психология и педагогика слишком долго поддерживали представление о том, что взрослый человек способен к обучению в меньшей степени, чем подросток, и что для обучения в зрелом возрасте требуется значительно большая затрата энергии. Поэтому такая позиция глубоко укоренилась. Однако это представление неправильное. Опираясь на разумное использование жизненного и профессионального опыта, а также учитывая возрастные особенности обучаемого, можно существенно снизить затраты сил и времени на обучение.
Значимое влияние на легкость повышения квалификации оказывает система исходного школьного и вузовского обучения. Педагоги должны учитывать, что материал разного содержания забывается в разной степени. Показано, что быстрее всего стареют знания и навыки, относящиеся к узкой специальности, медленнее -фундаментальные, теоретические знания. Самые устойчивые — способности к анализу и решению проблем, умение воспринимать новое. При этом важна востребованность информации: то, что усвоено и используется — устареет частично, а то, что усвоено и не используется, не применяется — неизбежно будет забыто.
Почему, собственно, возникает сопротивление при переучивании? Почему преодоление любой устоявшейся позиции, ломка мыслительных стереотипов сопряжены для человека с отрицательными эмоциями? Причины подобного эмоционального настроя кроются в воздействии психологических и социальных барьеров. Их влияние проявляется, с одной стороны, в страхе перед социальной
ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ
изоляцией (ведь и окружающие меня люди имеют подобные взгляды, и если я изменю их, то как они на меня посмотрят и что подумают). С другой,— их причины коренятся в страхе перед переутомлением, ведь привычные приемы и штампы значительно экономят силы в интеллектуальном труде. Приобретенная легкость решения типовых задач порождает удовольствие и нежелание вкладывать дополнительные усилия в свою работу. Стоит ли отказываться от практически автоматизированных и потому простых для меня способов в пользу временно более сложных?
Кроме барьеров, обнаруживающихся как стереотипы профессиональной и возрастной деформации, влияние оказывает еще и барьер неверия в свои силы в связи с пониженной самооценкой. Тогда можно услышать: «У меня нет способностей к языкам», «Я вовсе неспособен к математике» и т. п.
Как преодолеть стереотипы и привычные способы решения этих проблем? Ведь они недаром привычные, они много лет были полезными, верными помощниками, выручали нас, и мы в них верили. И вот теперь нам говорят, что они плохи. Такое утверждение вступает в серьезное противоречие со всем нашим опытом и подрывает представление о себе, нарушая нашу самооценку. Столь конфликтная ситуация может включить механизмы психологической защиты. Влияние одного из этих механизмов способно привести к тому, что травмирующая нас информация (мы поступаем неверно, неграмотно, мы уже не можем двигаться в ногу со временем,) будет переработана так, что либо мы найдем себе оправдание (пусть это делают другие, те, которые поглупее и гонятся за модой, или те, кто помоложе), либо постараемся забыть. Так или иначе произойдет отторжение — мы не реализуем возможность действовать по-новому или советы поступать иначе, приложить усилия и двигаться в ногу со временем.
Совсем другая ситуация складывается, когда без авторитарных деклараций, принижающих наш собственный опыт, в процессе решений конкретных задач мы убеждаемся, что старые стратегии для новых условий и задач не годятся, и учимся использовать новые. Тогда новым приемам не нужно проламываться через психологическую защиту («новые времена —- новые песни»), актуальные сведения обычным порядком включаются в иерархию установок человека, корректируя всю систему. Эта измененная система будет в дальнейшем управлять последующими поступками человека в соответствии с модернизированными стратегиями. Важно не забыть, что психическую инерцию нельзя изжить запретами и приказами. Наоборот, в атмосфере напряженности, нервозности, опасности предубеждения проявляются более отчетливо, человек сильнее цепляется за старое, уже испытанное. Поэтому критика и страх не создают благоприятную обстановку для восприятия нового.
Покажем построение развернутой аргументации нового на примере того, какие возможности дает компьютеризация для педагогов. (Многие из них не желают прилагать усилий для полноценного включения компьютеров в педагогический процесс.)
Прежде всего, существенно расширяется разнообразие способов воздействия на учащегося. Теперь педагогический принцип наглядности реализуется на качественно новом уровне: легко вовлекать зрительное восприятие, включая в учебный материал слайды, схемы, фрагменты кино- и телефильмов, фотографии, диаграммы, цветные и трехмерные, с возможностью их динамических преобразований. Многоцветная графика дисплея, преобразующаяся на глазах учащихся, создает необыкновенный простор для развития пространственного воображения. Она способствует понижению субъективной сложности ряда математических, физических, химических задач, переводя их из мира абстрактных информационных символов в конкретный мир реальных объектов — образов на экране. При этом у большинства людей доминирующую роль в памяти и мышлении играют зрительные представления, однако у некоторых могут доминировать и другие модальности. Использование компьютеров позволяет трансформировать сигналу из одной модальности в другую и создает условия для учета индивидуальных особенностей, оптимизирующих работу памяти.
Можно глубже контролировать знания. Студент или школьник с помощью компьютера имеет возможность не только рассказать, но и показать преподавателю, что он знает: как он будет ставить опыт, как будет выглядеть результат и т. д. Проводя экзамен с помощью компьютера, удобно задать учащемуся не традиционных три вопроса, с помощью которых трудно зондировать усвоение всего объема материала, а двадцать. Если студент пропустил несколько занятий, он сможет восполнить пробел в индивидуальной работе с компьютером. Текущий контроль знаний с помощью компьютера позволяет обучающимся избавиться от большого количества писанины на контрольных работах, а преподавателям — экономить время: им не нужно читать кипы бумаг после этих работ.
Внедрение в обучение компьютеров способствует созданию условий для сокращения наиболее рутинной части педагогической работы и тем самым освобождению времени вечно перегруженных преподавателей. Появляется время, которое позволит вновь обрести большее удовлетворение от работы. За счет подобного
ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ И ПРЕДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ
высвобождения преподаватель сможет заняться саморазвитием, углублением и совершенствованием уроков, читаемого курса лекций, приданием им логически стройной формы в индивидуальном общении с учениками.
Совершенно очевидно: для повышения качества преподавания надо хорошо знать свою аудиторию. Введение компьютеров упрощает все формы обратной связи с аудиторией, с учащимися: в любой момент можно получить информацию, что и как они усвоили, и вводить в предъявляемый материал коррективы по ходу занятий, а не только по результатам зачетов и экзаменов. Существенно облегчается реализация различных методик исследования аудитории: анкетирование, тестирование и т. п. Тестовая информация, полученная своевременно, помогает разумно комплектовать состав студенческой группы или класса.
Учебный процесс может строиться с учетом исходного уровня знаний и типологических особенностей каждого отдельного учащегося, посредством представления индивидуальной помощи. Тем самым преодолеваются недостатки обучения в больших группах. Ведь с компьютером допустимо работать в оптимальном для себя темпе, не опасаясь обнаружить медлительность и получить отрицательную оценку со стороны других учащихся или преподавателя. Например, холерик отвечает очень быстро и не очень обдуманно. Нередко он дает правильный ответ после десяти уточнений — компьютер дожидается, не раздражаясь. Флегматик может очень долго молчать, собираясь с мыслями, — он подождет, не возмущаясь. Меланхолик вообще болезненно реагирует на присутствие окружающих, они мешают ему думать. Поэтому взаимодействие с компьютером помогает сохранить психологический комфорт каждому во время обучения.
Автоматический контроль знаний не только исключает субъективность в оценках преподавателя, но и позволяет гибко менять стратегию экзамена — строить последовательность предлагаемых на нем задач и вопросов с учетом индивидуальных особенностей, например: для человека с заниженной самооценкой — от простых к сложному, что предопределяет движение от успеха к успеху и тем самым сохранение мотивации к преодолению дальнейших трудностей; для человека с завышенной самооценкой — лучше сразу начинать с трудной задачи. Овладение новыми методами обучения не только стимулирует преподавателя развивать себя как личность, но и помогает ему сохранить духовную молодость, которая, как известно, тесно связана со способностью к развитию.
Таким образом, в арсенале преподавателей появляются новые способы предъявления учебного материала и приемы углубленно
ного контроля знаний и, сверх того, они сопровождаются экономией времени, которое можно использовать для общения со студентами и совершенствования курса лекций. Существенно расширяется диапазон профессиональных возможностей преподавателя, ему становится легче и интереснее работать. Продемонстрировав на примере построение всесторонней аргументации, направленной на преодоление ряда барьеров у преподавателей, вернемся к общим проблемам обучения взрослых.
Для взрослых активные методы обучения оказались наиболее продуктивными, поскольку они разумно используют жизненный и профессиональный опыт и возрастные особенности психики [65,106]. Они базируются на экспериментально установленных фактах о том, что поступки говорят больше, чем слова. (Например, улыбка говорит: «Вы мне понравились, вы делаете меня счастливым».) То, что мы слышим, часто забывается, то, что видим, запоминается несколько лучше, но лишь то, что мы делаем сами, можно понять и прочувствовать по-настоящему глубоко. В памяти запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что человек делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит [113].
Из сказанного следует, что наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Особую роль в этом вопросе играет наука о целеполагании — матетика. Она демонстрирует все преимущества анализа возможных достижений с конца, то есть с конечной цели, и показа сразу всех положительных сторон принятия новшества или овладения, иным методом, приемом. («Что будете делать, когда и если достигнете?») Активные методы направлены на усиление способности к анализу «неочищенных» задач, умению управлять своими эмоциями, принятию ответственных решений в неоптимальных условиях. Рассмотрим каждый метод отдельно.