Отношение к новому и предоление стереотипов

Речь идет о том, чтобы высвободить про­странство, в котором человек мог бы распря­миться.

М. МАМАРДАШВИЛИ

П

остоянное обновление знаний — важнейшая сторона профес­сиональной деятельности любого специалиста. Объем инфор­мации, необходимый для плодотворной работы, возрастает с боль­шой скоростью. Уровень знаний молодых специалистов по окон­чании вуза остается удовлетворительным в течение пяти лет, после чего им необходимо затрачивать до 10% рабочего времени для поддержания знаний на должной высоте. Поэтому на первый план выступает проблема формирования таких качеств внимания, па­мяти и мышления, которые позволяют человеку самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию, и развития таких способностей и навыков, которые, сохранившись и после за­вершения образования, обеспечили бы ему возможность не отста­вать от ускоряющегося научно-технического прогресса.

Вместе с тем не секрет, что большинство взрослых людей отри­цательно реагирует на слово «учиться». Каждый шаг в новое под­час их пугает, поскольку обычно означает отказ от безопасного состояния, которое более или менее известно, ради чего-то нового и еще не освоенного. В этих обстоятельствах люди заранее настро­ены отрицательно, поскольку опыт учебы (в школе или институте) в их сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. Конеч­но, если с учебой постоянно связывать скуку, неудобство и при­нуждение, то неудивительно, что никто не захочет заниматься этим без жесткой необходимости. А между тем учеба в любом возрасте может и должна сочетаться с удовольствием.

Ситуация обучения взрослых усложняется тем, что зрелых людей необходимо не только обучать, но и переучивать, то есть преодолевать сопротивление ранее сформированных психологи­ческих барьеров и стереотипов. (Такая ситуация типична, напри­мер, для систем повышения квалификации специалистов.) Суще­ствование таких препятствий помогает понять, почему в процессе переподготовки новые сведения далеко не всегда воспринимаются как непреложные истины, даже если они подкреплены фактами успешного их применения на практике. В возникшей ситуации жиз­ненный опыт, составляющий профессиональное богатство и опору специалиста, становится помехой для восприятия нового. Когда, будучи успешен в работе, человек убежден заранее, что нового ему ничего не сообщат, его интерес к предмету не пробуждается и, как следствие, новая информация не воспринимается. Здесь


ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ И ПРВДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ



можно упомянуть и один из приемов пробуждения интереса к но­вым формам — вводный контроль знаний. Он состоит в том, что слушателям на практике показывают их неумение справиться с предложенными профессионально значимыми задачами. Тогда они вынуждены пересмотреть представления об достаточном уровне своей осведомленности и несколько скорректировать субъектив­ную самооценку, таким образом мотивация к усвоению новых зна­ний несколько повышается.

Одно из самых распространенных предубеждений человека — предубеждение против нововведений и перемен. Оно объясняется тем, что каждое новшество требует дополнительных затрат време­ни и сил на переучивание и приспособление. С целью снижения страха перед будущими усилиями рекомендуется перенести центр тя­жести в обсуждаемых проблемах с вопросов: кто виноват в том, что сейчас что-то плохо, на то, что надо делать и почему станет лучше. При этом главное — показать выгоды от перемен для каждого, кто предпринимает усилия. Это подготавливает почву для раскрытия пре­имуществ от нововведений. Аргументированные доводы в пользу не­обходимости и целесообразности таких усилий помогают ослабить противодействие, отрицательные эффекты предубеждения и посте­пенно подготовить специалиста к предстоящим переменам.

Для усиления эффекта и снижения противодействия переме­нам, кроме вводного контроля и предварительного смещения цен­тра тяжести на положительные следствия перемен и нововведе­ний, следует учесть привычки, традиции, сложившиеся стереоти­пы общения и работы. Хорошей иллюстрацией приема преодоления барьера предубеждений служит система «ринги», распространен­ная в Японии, в ряде крупных фирм, для внедрения изменений. В соответствии с этой системой проект предполагаемых измене­ний начинает движение и обсуждение снизу. Каждое заинтересо­ванное лицо знакомится с проблемой, выражает свое мнение и ставит на проекте визу. Впоследствии, когда решение об измене­нии принято, не нужно прилагать усилий для его популяризации и продвижения по каналам исполнения — такая работа уже сде­лана в процессе обсуждения и голосования. Таким образом еще до принятия решения сознание всех участников пропитывается деталями и идеей новшества, поэтому оно воспринимается как плод совместной деятельности.

Этот метод учитывает то, что, когда участники недостаточно вовлечены в процесс принятия решения, они часто не одобряют его результат. Человек должен участвовать в подготовке заклю­чения, тогда каждое продвижение, каждая уступка, каждое кри­тическое замечание играют роль личного клейма участника. Боль-



АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


шинство людей сопротивляются не изменениям вообще, а мето­дам, с помощью которых это изменение производится. Когда не объяснены цели перемен, заинтересованные лица не принимали участия в планировании этих перемен, проигнорированы тради­ции и привычный стиль их работы, им кажется, что и так все хорошо. Ведь тогда каждый как возможный инициатор реформ не пользуется уважением и доверием.

Настороженность и скрытый протест могут развиться не толь­ко вследствие общего предубеждения по отношению к новшест­вам, но и возрастных иллюзий. Некоторые опытные специалисты думают, что им уже, пожалуй, поздно переучиваться: нет сил и желания, а несколько лет можно продержаться и так. К сожале­нию, первое неверно, а последнее маловероятно. Психологическая наука со всей определенностью показала: никогда не поздно со­вершенствоваться — нет возрастных ограничений в постижении нового. Наоборот, чем больше жизненный и профессиональный опыт, тем успешнее идет обучение новому. Однако проходит оно эффективнее при положительном настрое и правильной организа­ции обучения.

Психология и педагогика слишком долго поддерживали представ­ление о том, что взрослый человек способен к обучению в меньшей степени, чем подросток, и что для обучения в зрелом возрасте требу­ется значительно большая затрата энергии. Поэтому такая позиция глубоко укоренилась. Однако это представление неправильное. Опи­раясь на разумное использование жизненного и профессионального опыта, а также учитывая возрастные особенности обучаемого, можно существенно снизить затраты сил и времени на обучение.

Значимое влияние на легкость повышения квалификации ока­зывает система исходного школьного и вузовского обучения. Пе­дагоги должны учитывать, что материал разного содержания за­бывается в разной степени. Показано, что быстрее всего стареют знания и навыки, относящиеся к узкой специальности, медленнее -фундаментальные, теоретические знания. Самые устойчивые — способности к анализу и решению проблем, умение воспринимать новое. При этом важна востребованность информации: то, что ус­воено и используется — устареет частично, а то, что усвоено и не используется, не применяется — неизбежно будет забыто.

Почему, собственно, возникает сопротивление при переучива­нии? Почему преодоление любой устоявшейся позиции, ломка мыс­лительных стереотипов сопряжены для человека с отрицательны­ми эмоциями? Причины подобного эмоционального настроя кро­ются в воздействии психологических и социальных барьеров. Их влияние проявляется, с одной стороны, в страхе перед социальной



ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ




изоляцией (ведь и окружающие меня люди имеют подобные взгля­ды, и если я изменю их, то как они на меня посмотрят и что подумают). С другой,— их причины коренятся в страхе перед пе­реутомлением, ведь привычные приемы и штампы значительно экономят силы в интеллектуальном труде. Приобретенная лег­кость решения типовых задач порождает удовольствие и нежела­ние вкладывать дополнительные усилия в свою работу. Стоит ли отказываться от практически автоматизированных и потому про­стых для меня способов в пользу временно более сложных?

Кроме барьеров, обнаруживающихся как стереотипы профес­сиональной и возрастной деформации, влияние оказывает еще и барьер неверия в свои силы в связи с пониженной самооценкой. Тогда можно услышать: «У меня нет способностей к языкам», «Я вовсе неспособен к математике» и т. п.

Как преодолеть стереотипы и привычные способы решения этих проблем? Ведь они недаром привычные, они много лет были по­лезными, верными помощниками, выручали нас, и мы в них вери­ли. И вот теперь нам говорят, что они плохи. Такое утверждение вступает в серьезное противоречие со всем нашим опытом и под­рывает представление о себе, нарушая нашу самооценку. Столь конфликтная ситуация может включить механизмы психологичес­кой защиты. Влияние одного из этих механизмов способно привес­ти к тому, что травмирующая нас информация (мы поступаем неверно, неграмотно, мы уже не можем двигаться в ногу со време­нем,) будет переработана так, что либо мы найдем себе оправда­ние (пусть это делают другие, те, которые поглупее и гонятся за модой, или те, кто помоложе), либо постараемся забыть. Так или иначе произойдет отторжение — мы не реализуем возможность действовать по-новому или советы поступать иначе, приложить усилия и двигаться в ногу со временем.

Совсем другая ситуация складывается, когда без авторитар­ных деклараций, принижающих наш собственный опыт, в процес­се решений конкретных задач мы убеждаемся, что старые страте­гии для новых условий и задач не годятся, и учимся использовать новые. Тогда новым приемам не нужно проламываться через пси­хологическую защиту («новые времена —- новые песни»), актуаль­ные сведения обычным порядком включаются в иерархию устано­вок человека, корректируя всю систему. Эта измененная система будет в дальнейшем управлять последующими поступками чело­века в соответствии с модернизированными стратегиями. Важно не забыть, что психическую инерцию нельзя изжить запретами и приказами. Наоборот, в атмосфере напряженности, нервознос­ти, опасности предубеждения проявляются более отчетливо, человек сильнее цепляется за старое, уже испытанное. Поэтому кри­тика и страх не создают благоприятную обстановку для воспри­ятия нового.

Покажем построение развернутой аргументации нового на при­мере того, какие возможности дает компьютеризация для педаго­гов. (Многие из них не желают прилагать усилий для полноценно­го включения компьютеров в педагогический процесс.)

Прежде всего, существенно расширяется разнообразие спосо­бов воздействия на учащегося. Теперь педагогический принцип наглядности реализуется на качественно новом уровне: легко во­влекать зрительное восприятие, включая в учебный материал слай­ды, схемы, фрагменты кино- и телефильмов, фотографии, диа­граммы, цветные и трехмерные, с возможностью их динамических преобразований. Многоцветная графика дисплея, преобразующая­ся на глазах учащихся, создает необыкновенный простор для раз­вития пространственного воображения. Она способствует пони­жению субъективной сложности ряда математических, физических, химических задач, переводя их из мира абстрактных информа­ционных символов в конкретный мир реальных объектов — обра­зов на экране. При этом у большинства людей доминирующую роль в памяти и мышлении играют зрительные представления, однако у некоторых могут доминировать и другие модальности. Использование компьютеров позволяет трансформировать сигна­лу из одной модальности в другую и создает условия для учета индивидуальных особенностей, оптимизирующих работу памяти.

Можно глубже контролировать знания. Студент или школь­ник с помощью компьютера имеет возможность не только расска­зать, но и показать преподавателю, что он знает: как он будет ставить опыт, как будет выглядеть результат и т. д. Проводя эк­замен с помощью компьютера, удобно задать учащемуся не тра­диционных три вопроса, с помощью которых трудно зондировать усвоение всего объема материала, а двадцать. Если студент про­пустил несколько занятий, он сможет восполнить пробел в инди­видуальной работе с компьютером. Текущий контроль знаний с помощью компьютера позволяет обучающимся избавиться от боль­шого количества писанины на контрольных работах, а преподава­телям — экономить время: им не нужно читать кипы бумаг после этих работ.

Внедрение в обучение компьютеров способствует созданию ус­ловий для сокращения наиболее рутинной части педагогической работы и тем самым освобождению времени вечно перегружен­ных преподавателей. Появляется время, которое позволит вновь обрести большее удовлетворение от работы. За счет подобного


ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ И ПРЕДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ




высвобождения преподаватель сможет заняться саморазвитием, углублением и совершенствованием уроков, читаемого курса лек­ций, приданием им логически стройной формы в индивидуальном общении с учениками.

Совершенно очевидно: для повышения качества преподавания надо хорошо знать свою аудиторию. Введение компьютеров упро­щает все формы обратной связи с аудиторией, с учащимися: в лю­бой момент можно получить информацию, что и как они усвоили, и вводить в предъявляемый материал коррективы по ходу заня­тий, а не только по результатам зачетов и экзаменов. Существен­но облегчается реализация различных методик исследования ауди­тории: анкетирование, тестирование и т. п. Тестовая информация, полученная своевременно, помогает разумно комплектовать со­став студенческой группы или класса.

Учебный процесс может строиться с учетом исходного уровня знаний и типологических особенностей каждого отдельного уча­щегося, посредством представления индивидуальной помощи. Тем самым преодолеваются недостатки обучения в больших группах. Ведь с компьютером допустимо работать в оптимальном для себя темпе, не опасаясь обнаружить медлительность и получить отри­цательную оценку со стороны других учащихся или преподавате­ля. Например, холерик отвечает очень быстро и не очень обдуман­но. Нередко он дает правильный ответ после десяти уточнений — компьютер дожидается, не раздражаясь. Флегматик может очень долго молчать, собираясь с мыслями, — он подождет, не возмуща­ясь. Меланхолик вообще болезненно реагирует на присутствие ок­ружающих, они мешают ему думать. Поэтому взаимодействие с компьютером помогает сохранить психологический комфорт каж­дому во время обучения.

Автоматический контроль знаний не только исключает субъек­тивность в оценках преподавателя, но и позволяет гибко менять стратегию экзамена — строить последовательность предлагаемых на нем задач и вопросов с учетом индивидуальных особенностей, например: для человека с заниженной самооценкой — от простых к сложному, что предопределяет движение от успеха к успеху и тем самым сохранение мотивации к преодолению дальнейших трудностей; для человека с завышенной самооценкой — лучше сразу начинать с трудной задачи. Овладение новыми методами обучения не только стимулирует преподавателя развивать себя как личность, но и помогает ему сохранить духовную молодость, которая, как известно, тесно связана со способностью к развитию.

Таким образом, в арсенале преподавателей появляются новые способы предъявления учебного материала и приемы углубленно



 

ного контроля знаний и, сверх того, они сопровождаются эконо­мией времени, которое можно использовать для общения со сту­дентами и совершенствования курса лекций. Существенно расширяется диапазон профессиональных возможностей препод­авателя, ему становится легче и интереснее работать. Продемон­стрировав на примере построение всесторонней аргументации, направленной на преодоление ряда барьеров у преподавателей, вернемся к общим проблемам обучения взрослых.

Для взрослых активные методы обучения оказались наиболее про­дуктивными, поскольку они разумно используют жизненный и профессиональный опыт и возрастные особенности психики [65,106]. Они базируются на экспериментально установленных фактах о том, что поступки говорят больше, чем слова. (Например, улыбка говорит: «Вы мне понравились, вы делаете меня счастливым».) То, что мы слышим, часто забывается, то, что видим, запоминается несколько лучше, но лишь то, что мы делаем сами, можно понять и прочувство­вать по-настоящему глубоко. В памяти запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что человек делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит [113].

Из сказанного следует, что наиболее эффективная форма обу­чения должна основываться на активном включении в соответ­ствующее действие. Особую роль в этом вопросе играет наука о целеполагании — матетика. Она демонстрирует все преимущест­ва анализа возможных достижений с конца, то есть с конечной цели, и показа сразу всех положительных сторон принятия нов­шества или овладения, иным методом, приемом. («Что будете де­лать, когда и если достигнете?») Активные методы направлены на усиление способности к анализу «неочищенных» задач, уме­нию управлять своими эмоциями, принятию ответственных реше­ний в неоптимальных условиях. Рассмотрим каждый метод от­дельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: