Вступление

В юности и на заре своей молодости я мучительно пытался решить проблему выбора для себя профессиональной деятель­ности. Я был в полном замешательстве. Я ненавидел все, что было связано со школьной работой. Но я любил играть. Мне удалось вынести тяготы школьной жизни в Бедфорте (Англия) потому, что в школе была очень хорошая спортивная програм­ма. Учителя, или «наставники», как их было принято назы­вать, были строгими и в то же время заботливыми. Они прини­мали активное участие в моем развитии.

В последний год учебы во время спортивных занятий я по­лучил травму и был отправлен в ортопедическую больницу, располагавшуюся в лесу, для хирургической операции и лече­ния. Каждый день кровати выкатывали на колесах на окру­женные березами бетонные площадки, и там, лежа на крова­ти, я осознал, что больше всего мне нравится природа и пребы­вание на природе. И вот тогда я принял решение стать лесоводом и отправиться в Канаду, поскольку в Канаде много

деревьев.

В возрасте восемнадцати лет я покинул Англию и поступил на факультет лесоводства в Ванкуверском университете (Британская Колумбия). В первый год занятий наукой и лесоводст­вом я открыл для себя мир литературы и прелесть произведе­ний Джойса, Харди, Элиота, Йитса и Д. Г. Лоуренса. Я зачи­тывался их произведениями до двух-трех часов ночи. К концу года мне стало ясно, что сердце мое принадлежит литературе, и поэтому на втором курсе я перешел на факультет искусства, на котором читали четыре курса по английской литературе и один по психологии. Поскольку я приехал из Англии в конце


пятидесятых годов, психология была для меня новой облас­тью, о которой я ничего не знал. Но в университете поговари­вали, что самым замечательным из преподавателей был Дон Сэмпсон. В тот год моим преподавателям английской литера­туры каким-то образом удалось заглушить во мне интерес к литературе, но Дон показал мне новый, восхитительный мир, и я решил стать психологом.

Для подготовки к защите магистерской степени Дон напра­вил меня в рамках программы детской клинической психоло­гии в университет Сан-Хосе (Калифорния). В то время при университете существовала детская консультационная клини­ка с прекрасно оборудованными помещениями для игровой те­рапии. В течение двух лет я проходил там стажировку и впо­следствии занял должность детского психотерапевта в детском центре Мин Куонг в Лос-Гатосе (Калифорния). Это была моя первая должность.

Здесь я попал под опеку доктора Томаса Паркера, который был аналитиком-юнгианцем в Сан-Франциско. Томас открыл для меня мир образов и символов и научил понимать природу бессознательного. После четырех лет напряженной клиничес­кой работы и супервизии я вернулся в Англию, чтобы порабо­тать над докторской диссертацией и закончить юнгианское обучение. После выполнения этих задач я был готов к самосто­ятельной работе.

Меня интересовала проблема применения некоторых юнгианских подходов в области психологического развития и корректирования с помощью учащихся, преподавателей и школьных консультантов. Поэтому я решил перейти из систе­мы дошкольного детского воспитания в систему государствен­ного школьного образования и поработать в качестве школьно­го консультанта.

Для психоаналитика юнгианского толка работа в системе государственного школьного образования ставит ряд про­блем, но работа над этими проблемами отчасти напоминает работу над своим бессознательным: аналитику неизменно приходится рассматривать борьбу между так называемы­ми «развитыми» и «неразвитыми» сторонами психики. Стремясь помочь обиженным, раздраженным, подавлен­ным, гибнущим, психотическим детям и детям с физически­ми и сексуальными травмами жить, развиваться и учиться в школьной среде, я должен был устранить разрыв между их травмированным эмоционально-инстинктивным миром и


требованиями коллективного бессознательного в школе: учебный план, учителя и родители учащихся. Это была не­простая задача, и порой я разрывался между потребностями ребенка и потребностями преподавателя: «Сделайте что-ни­будь с этим ребенком. Он портит мне весь класс».

Данная книга содержит 11 статей, написанных мною само­стоятельно или совместно с аспирантами в течение 10 лет (1977—1987) работы с детьми и подростками. В книге использу­ется юнгианский подход, который позволяет терапевту обеспе­чить «надежно защищенное пространство» для лечения и соот­ветствующие материалы. В этом контексте исцеление осущест­вляется с помощью терапевта и экспрессивных средств. В значительной мере эмоции реализуются с помощью действий, образов и фантазий. В конечном счете выражение проблем, ин­сценировка психологических травм и болезненных пережива­ний приводят к коррекции и трансформации. Материалы — краски, карандаши, цветные мелки, игрушки и глина — служат столь же важными средствами выражения, движения и разви­тия, как и акты творчества, воображения, игры и драмы. По­средством этих форм деятельности ребенок нередко переходит от переживания первоначальной утраты, страданий и отчаяния к самоконтролю, гибкому владению навыками и хорошему на­строению. Акт «делания» в присутствии терапевта восстанавли­вает разрушенные образы и приводит к исцелению.

Ванкувер, Канада Весна 1988 г.


Часть I:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: