Для обеспечения возможности понимать эмоционально-символические формы выражения детей преподавателей, консультантов и воспитателей необходимо обучить коммуникативным навыкам. Объем эмоционально-символического материала, который находится в распоряжении ребенка, нередко зависит от чуткости и мастерства взрослого. По прошествии ряда лет я установил пригодность для практического применения некоторых концепций Акслина (1947), Баруха (1949),Жино (1972) и Гордона (1970).
1. Вера в то, что беседы с детьми об их проблемах и чувствах помогают детям.
2. Активное наблюдение, слушание и восприятие слов и поступков ребенка. Этот подход предполагает внимательное отношение к текущей ситуации, в которой находится ребенок, и к способу восприятия мира ребенком.
3. Использование новых формулировок, т. е. зеркальное
отображение когнитивного содержания суждений ребенка.
Цель этого приема состоит в том, чтобы дать ребенку понять,
что его слушают, и таким образом поощрить его к дальнейшей
беседе.
4. Селективное использование вопросов. Лучше повторить
высказывание ребенка, чем спросить «почему?». Эго ребен
ка еще не достигло зрелости, и поэтому ему трудно выразить,
почему он сделал что-либо. Обычно на наш вопрос мы получаем ответ: «Я не знаю». Вместо этого можно попросить ребенка дать описание: «Что ты сделал?»
В работе с детьми можно использовать подход, который заключается в описании увиденного и использовании символов и образов в качестве основной темы для постановки вопросов. Например, описывая рисунок, можно сказать: «Я вижу горящий дом, людей, выбегающих дома, и приближающегося бурого медведя. Интересно, что эти люди думают... (здесь необходимо дать ребенку возможность высказаться)...чувствуют... что медведь думает... чувствует... интересно, что произойдет с домом... людьми... медведем...»
5. Использование отображения чувств носит более глубо
кий характер, чем использование новых формулировок, и
передает скрытые чувства. Этот метод предполагает вербали
зацию эмоционального чувства, которое в скрытом виде содер
жится в высказывании или рисунке ребенка. Задача такого
отображения чувств состоит в том, чтобы превратить бессозна
тельное (подсознательное) в сознательное и показать ребенку,
что его чувства находят понимание (т. е. выразить эмпатию):
Ребенок: «Я ударил его по лицу, потом по животу, а потом ударил ногой».
Взрослый: «Ты по-настоящему рассердился на Билли и хотел сделать ему больно».
6. Использование самости предполагает использование
преподавателем своих чувств, интуиции, восприятий и их
вербализацию для ребенка. Например, в приведенном диало
ге преподаватель мог бы добавить: «Ты по-настоящему огор
чился, когда Билли разрушил твой дворец из кубиков. Инте
ресно, не мог ли ты иным способом дать ему понять, что ты
чувствовал?»
Использование самости также предполагает, что преподаватель может описать увиденное и сообщить о своих чувствах: «Джонни! Когда я вижу, как ты носишься вокруг, дергаешь девочек за волосы, кричишь и визжишь, это вызывает у меня огорчение, головную боль и раздражение. Я хочу, чтобы ты прекратил это и пошел поиграть с барабаном».
7. Использование эффективных ограничений означает,
что преподаватель вербализует свою непроизвольную родитель
скую функцию. Преподаватель четко определяет ограничения и
последствия, которые наступят, если ребенок их нарушит. Последствия должны иметь непосредственный и кратковременный характер. Они не должны подкреплять негативное поведение.