Предисловие автора к русскому изданию

Для меня большой радостью является возможность написать краткое предисловие к русскому изданию книги «Ландшафт детской души». Главы, составляющие эту книгу, являются ре­зультатом двадцатипятилетней работы с детьми и подростками в различных клиниках и школах с использованием юнгианского подхода. Детский психотерапевт, ориентированный на разрабо­танные Карлом Густавом Юнгом идеи, концентрируется на:

а) установлении положительного терапевтического союза

или альянса;

б) создании безопасного и защищенного пространства для
ребенка (это означает, что в консультационном кабинете в до­
статочном количестве имеются разнообразные игрушки,
включая и современные электронные игры, ящики для игры
«в песочек» и «в воду» и материал для арттерапии - каранда­
ши, фломастеры, краски, кисти, пластилин или глина);

в) сопроводительном деликатном следовании за внутрен­ней жизнью ребенка по мере того, как она раскрывается через игровую фантазию, в живом и непосредственном участии в сновидениях и символической деятельности ребенка или под-

Для Юнга терапевтический союз означает активизацию ис­целяющего архетипа Самости, изначально присущего ребен­ку Этот союз исподволь направляет ребенка в тот тип игры и символической деятельности, который, собственно, и оказы­вается релевантным не только самому процессу излечения, но „ личностному росту. Играя в «свои игры», дети «идут именно


туда, куда они и должны идти», а психотерапевту или воспи­тателю необходимо лишь следовать за ними на этом пути.

Зачастую дети проходят через первичное состояние заме­шательства или «внутренней неразберихи» (massa confusa), попадая в полосу темных и болезненных переживаний (нигредо), где может произойти символическое раскрытие или обна­ружение их первичных душевных ран. Если психотерапевт сможет метафорически «поддержать» и понять боль ребенка, то произойдет дальнейшее продвижение вперед через:

а) скопившийся душевный хаос в

б) «борьбу противоположностей» между «хорошим и плохим», что, в свою очередь приведет к

в) разрешению, в котором сам ребенок сможет пережить глубокое преобразование отрицательных эмоций и интернализацию непосредственного чувства «быть достаточно хорошим».

Подход Юнга телеологичен по своей сути, что означает це­левое предназначение любого символа или образа. И если мы, психотерапевты или воспитатели, внимательно (и участливо) отслеживаем детские символы по мере того, как они раскрыва­ются в своей динамике, то последние неизбежно приведут ре­бенка не только к исцелению, но и к углублению и обогаще­нию их внутренней жизни. Я надеюсь, что идеи и подходы, из­ложенные в данной книге, окажутся полезными для самого широкого круга русских читателей, а самое главное — для детей и подростков.

В заключение мне хотелось бы выразить признательность русским издателям, переводчику Юрию Донцу и редактору книги Валерию Зеленскому, сделавшим эту публикацию зри­мой реальностью.

Профессор Джон Аллан

Факультет образования и воспитания

Университет Британской Колумбии

Ванкувер, Канада.

Август 1997 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: