Выработка критериев отбора и оценки идей. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность заключительного этапа, а значит и штурма в целом, напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
4. «Отбираем, просеиваем, фильтруем!»
Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется.
Пример правил проведения мозгового штурма:
1. Проводить мозговой штурм, по возможности, не на рабочем месте (на свежем воздухе, на открытом пространстве, в большой комнате)
2. Убрать столы, обеспечить неформальную обстановку
3. Оптимальное количество участников – 5-6 человек
4. Определить человека, который будет фиксировать все идеи (на листе, доске и т.п.)
5. Определить проблемное поле, задать тему, удостовериться, что все участники понимают проблему
6. Озвучить Правило №1 «Не критиковать!»
7. Озвучить Правило №2 «Выдвигать абсолютно любые идеи»
Подготовительный этап (разогрев) обычно длится около 15 минут
8. Начать с существующих идей
9. Когда «полет фантазии» иссякнет сделать перерыв
10. Оптимальное время штурма – 2-3 часа
Наиболее продуктивна, как правило, вторая половина мозгового штурма
11. Проанализировать все записанные идеи, выбрать 3 (не более) лучшие
Лучше, если зафиксированные идеи будут оцениваться группой экспертов (или, к примеру, с привлечением к основному составу 1-2 «экспертов»)
12. Оценить, насколько выбранные идеи подходят для решения обозначенной проблемы. Окончательно сформулировать идею
Варианты сценариев мозгового штурма