Билет №11 изморось

1. Наземные виды отложения льда. Условия их образования и влияние на работу авиации.

2. Облака, условия их образования. Международная классификация облаков и влияние на авиацию.

3. Информация «SIGMET»

1. На поверхности земли и на предметах, находящихся на ней, иногда могут осаждаться иней, изморось и гололед.

Гололед представляет собой прозрачный, матовый или зернистый лед, образующийся на наземных предметах в результате замерзания выпадающих капель дождя или мороси. Чаще всего гололед образуется при температуре воздуха у поверхности земли от 0 до –60С.

Изморось – зернистый или кристаллический осадок, образующийся на деревьях, кустарниках и проводах за счет замерзания оседающих на них переохлажденных капелек тумана или дымки. Образование измороси может происходить в очень широком диапазоне отрицательных температур, практически от 0 до –400С.

Гололед и изморось отлагаются главным образом с наветренной стороны предметов. Толщина отложений может достигать нескольких сантиметров, в этом случае могут быть массовые обрывы проводов и даже поломки опор связи, линий электропередачи, деревьев. Степень опасности гололеда и измороси зависит от их интенсивности, определяемой толщиной отложившегося льда.

Толщина отложения, мм

Интенсивность явления гололед смесь гололеда с изморосью изморось
слабая <5 <10 <15
умеренная 5-20 10-35 15-50
сильная 20-50 35-75 50-100
очень сильная >50 >75 >100

Помимо гололеда и измороси различают другие виды наземного обледенения.

Обледенелый снег – мокрый снег, налипший на проводах и деревьях и смерзшийся при резком понижении температуры воздуха.

Гололедица – корка льда на земной поверхности. Образуется в результате замерзания дождевой или талой воды.

Наст – корка смерзшегося мокрого снега на поверхности снежного покрова. Образуется обычно при наступлении морозов после оттепели или во время ночных морозов после дневного подтаивания снега.

Наибольшую опасность для авиации представляет гололед. Он представляет собой ледяную корку толщиной до нескольких сантиметров, покрывающую земную поверхность и предметы на ней. Наблюдается в холодную половину года – с октября по апрель при температурах воздуха от 0 до –60С, реже при более низких. Образуется гололед главным образом вследствие выпадения переохлажденного дождя (мороси), а также при тумане, состоящем из переохлажденных капель. Иногда гололед может образоваться при резком потеплении и при выпадении мокрого снега. Чаще всего гололед наблюдается при ветре от 2 до 7м/сек (при сильных ветрах гололед не возникает). Условия для образования гололеда могут возникать как внутри однородных воздушных масс, так и в зоне атмосферных фронтов.

Внутримассовый гололед возникает в зонах адвекции теплого влажного воздуха, обычно на периферии малоподвижных антициклонов или циклонов. Наиболее типично при этом наличие достаточно мощной слоистой облачности, хорошо выраженной инверсии температуры в пограничном слое при положительной температуре внутри слоя инверсии и отрицательной у поверхности земли. Образование гололеда может происходить не только за счет выпадения мороси, но и за счет осаждения и замерзания капель тумана. Интенсивность внутримассового гололеда заметно возрастает с увеличением высоты пункта над уровнем моря.

Фронтальный гололед чаще всего наблюдается в зоне медленно перемещающихся или малоподвижных теплых фронтов. (См. Приложение Рис.68.) В зоне холодных фронтов гололед образуется сравнительно редко.

Наиболее благоприятные условия для образования фронтального гололеда возникают тогда, когда в холодном воздухе вблизи линии фронта у поверхности земли наблюдаются отрицательные температуры, а в теплом – положительные. В таких случаях положительные температуры наблюдаются и в теплом воздухе над фронтальной поверхностью, захватывая зону фронтальной облачности. Ширина полосы вдоль фронта, где образуется гололед, составляет приблизительно 100-150км.

Гололед, образующийся на искусственных покрытиях аэродрома, существенно осложняет руление, взлет и посадку самолетов. Поверхность ВПП, покрытая ледяной коркой, особенно опасна для самолетов с большими взлетно-посадочными скоростями. Торможение на скользкой поверхности ВПП может привести к самопроизвольному развороту, потере управляемости на пробеге и выходу самолета за пределы рабочей части летной полосы. Неоднородная поверхность аэродрома с отдельными «блюдцами» льда ускоряет разрушение шин. Отложение гололеда на проводах может вызвать их обрыв и выход из строя средств наземной связи.

Иней, изморось, гололед могут отлагаться на самолете во время его стоянки на земле. Они ухудшают аэродинамические характеристики самолета, увеличивают веси способствуют интенсивному обледенению самолета, если он после взлета попадает в переохлажденные облака.

2. Облака представляют собой скопления в атмосфере продуктов конденсации или сублимации водяного пара: капель воды или кристаллов льда или смеси тех и других на некотором расстоянии от поверхности Земли. Образование облаков происходит в результате подъема воздуха выше уровня конденсации.

Главной причиной образования и развития облаков является охлаждение воздуха и конденсация водяного пара, которые происходят в результате развития восходящих движений воздуха (конвекция, турбулентность, восходящие движения).

Одним из важнейших условий образования и развития облаков является небольшое пересыщение водяного пара и наличие ядер конденсации.

В начальной стадии своего развития все облака состоят из мельчайших водяных капель или кристаллов, которые очень малы и легки и поэтому удерживаются в атмосфере восходящими потоками воздуха.

В зависимости от микроструктуры все облака делятся на:

- капельно-жидкие при температуре –120С;

- смешанные при температуре от –120С до –400С;

- кристаллические при температуре -400С и ниже.

Водяные капли в облаках при отрицательной температуре находятся в переохлажденном состоянии и имеют большую опасность для выполнения полетов и управления воздушным движением, т.к. при столкновении ВС с переохлажденными каплями наблюдается сильное обледенение.

Важнейшей характеристикой облаков является их водность, т.е. количество сконденсировавшейся воды в граммах на кубический метр влажного воздуха (г/м3). Водность облаков в среднем тем больше, чем выше температура воздуха в слое их образования и чем больше вертикальная мощность (толщина) облачного слоя. Увеличение средней водности облаков с ростом температуры воздуха согласуется с зависимостью абсолютной влажности насыщения от температуры воздуха.

Облака классифицируются по внешнему виду (морфологическая классификация) или по происхождению – по характеру процессов облакообразования (генетическая классификация).

В зависимости от высоты расположения нижней границы облаков, облака делят на три яруса: верхний средний и нижний.

1. Облака верхнего яруса (высота нижнего основания выше 6км):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: