Виды отлагающегося льда

Образующийся в полете на частях самолета лед может быть самым различным по размерам, форме, цвету и структуре.

Прозрачный или стекловидный лед образуется при полете в зоне переохлажденного дождя, мороси или в облаках, состоящих из крупных переохлажденных капель. Крупные капли, ударяясь о поверхность самолета, разливаются, образуя сплошную водяную пленку, которая, замерзая, превращается в гладкий слой прозрачного льда. Такой лед крепко держится на самолете и тает лишь при полете в слое воздуха с положительной температурой. Прозрачный лед незначительно искажает профиль несущих поверхностей самолета и не является опасным, если его толщина не слишком велика.

В то же время прозрачный лед может быть опасен в зоне переохлажденного дождя, когда льдообразование может происходить очень быстро, в результате чего лед становится шероховатым и очень сильно искажает аэродинамику обтекания крыла. В этом случае ледяной нарост имеет выраженную рогообразную (или «корытообразную») форму на носке профиля.

Отложения прозрачного льда происходят при температуре от 0 до –100С, но наиболее часто при температуре от 0 до –50С.

Матовый или смешанный лед наблюдается наиболее часто, его иногда называют фарфоровым, непрозрачным или малопрозрачным. Он имеет шероховатую поверхность, быстро и неравномерно оседает на выступающих, а иногда и других частях самолета (головки заклепок, болтов, антенны и т.п.). Этот вид льда искажает обтекаемую форму самолета и очень крепко держится на его поверхности. Значительно ухудшая летные качества самолета, матовый лед относится к наиболее опасному виду обледенения. Ледяной нарост в этом случае имеет клиновидную трапециевидную форму. Характерным признаком этого типа обледенения, которое образуется в широком диапазоне температур, является отложение льда на узком участке носка крыла, вблизи передней кромки.

Матовый лед образуется при полетах в облаках, состоящих из различных по величине капель воды и кристаллов льда, при температурах от 0 до –200С, но чаще при температурах от –5 до –100С. При этом виде обледенения мелкие капли, сталкиваясь с самолетом, сразу же замерзают, не растекаясь. Более крупные при столкновении вначале растекаются, а затем замерзают.

Белый крупообразный лед образуется вследствие замерзания мелких переохлажденных капель, которые, при ударе о самолет, сохраняют свою сферическую форму и не растекаются. Этот лед образуется при полете в облаках, состоящих из однородных очень мелких водяных капель. Белый крупообразный лед порист и не очень плотно пристает к поверхности самолета. Он образуется при температуре ниже –100С.

Иней –мелкокристаллический налет, образующийся в результате перехода водяного пара непосредственно в твердое состояние (процесс сублимации).

Иней сам по себе не представляет опасности для самолета, но он опасен как возбудитель последующего обледенения при благоприятных для этого условиях. При попадании самолета с налетом инея в переохлажденное облако может начаться интенсивное обледенение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: