Рассмотрение и утверждение бюджета относится к компетенции органов представительной власти. Республиканский бюджет рассматривается и утверждается Национальным собранием Республики Беларусь, местные бюджеты -соответствующими местными Советами депутатов.
Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год вносится в Палату представителей Президентом Республики Беларусь и рассматривается Парламентом в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Процедура рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год определена в специально посвященной данному вопросу главе 24 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:
- превышение расходов над доходами или расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета), предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и г. Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;
- распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и г. Минска;
- доходы республиканского бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
- расходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;
- перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета в планируемом финансовом (бюджетном) году;
- объем ассигнований на государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование которых в планируемом финансовом (бюджетном) году предусмотрено из средств республиканского бюджета;
- перечень защищенных статей;
- размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету. При этом максимальный размер оборотной кассовой наличности не может превышать объёма расходов, равного двухнедельному фонду заработной платы, финансируемому из бюджета.
В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь, лимит участия Национального банка Республики Беларусь в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственною внутреннего долга и другие показатели.
Рассмотрение проектов решений о местных бюджетах относится к компетенции местных Советов депутатов. Процедура рассмотрения установлена регламентами соответствующих местных Советов. Проект решения вначале рассматривается в постоянных комиссиях, среди которых также имеется профильная комиссия, к полномочиям которой относится подготовка заключения по проекту местного бюджета. Затем проект решения о местном бюджете передается депутатам для рассмотрения на сессии местного Совета депутатов.
В соответствии со ст. 121 Конституции Республики Беларусь и ст. 16 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исключительно на сессиях местных Советов депутатов рассматриваются и утверждаются местные бюджеты.
В утвержденном местным Советом депутатов бюджете устанавливаются:
• доходы местного бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
• расходы местного бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;
• превышение доходов над расходами бюджета расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета). источники финансирования дефицита бюджета;
• размеры резервных и целевых бюджетных фондов; также размер оборотной кассовой наличности;
• размер дефицита нижестоящего бюджета в пределах уровня, утвержденного вышестоящим местным Советом депутатов;
• нормативы отчислений от республиканских налогов. других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.
Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового (бюджетного) года. Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
Однако на практике бюджеты принимаются нередко в новом финансовом году. Как уже отмечалось ранее, в последние годы это характерно при утверждении местных бюджетов.
Наличие такой ситуации на практике повлекло за сабой необходимость ее правового закрепления в Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». В последней части ст. 21 названного Закона определено, что в случае неутверждения республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового (бюджетного) года Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов в порядке, установленном данным Законом, расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового (бюджетного) года в пределах поступающих доходов.