Понятие бюджетного процесса и его принципы

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс представляет собой порядок реализации материальных норм бюджетного права и обеспечива­ет правильность и своевременность поступления в бюджет доходов, а также законное, целевое и своевременное их расходование.

Бюджетный процесс можно рассматривать в двух аспек­тах:

1) как деятельность государства в лице уполномочен­ных государственных органов по составлению проекта бюджета, рассмотрению, утверждению и исполнению бюд­жета, а также по составлению и утверждению отчета об ис­полнении бюджета;

2) как правовую категорию. С правовой точки зрения бюджетный процесс есть совокупность процессуальных норм бюджетного права, регулирующих общественные от­ношения, складывающиеся в процессе составления проекта бюджета, рассмотрения, утверждения и исполнения бюдже­та, а также составления и утверждения отчета об исполне­нии бюджета.

Правовое определение бюджетного процесса закрепле­но в с г. 19 Закона «О бюджетной системе Республики Бела­русь и государственных внебюджетных фондах».

Согласно этой статье бюджетный процесс - регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, данным Законом и другими норма­тивными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Законодатель, характеризуя бюджетный процесс, использовал оба подхода для его определения: и как вида деятельности, и как правовой категории. Однако в данном оп­ределении отсутствует указание на наличие стадии составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, хотя эта стадия является очень важной для бюджетной деятель­ности любого государства, в том числе и Республики Беларусь. Во-первых, данная стадия имеет свое конституционное закрепление (ст. 135 Основного Закона). Во-вторых, проект закона об утверждении отчета об исполнении рес­публиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом до рас­смотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год (ст. 29 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»). Это свидетельствует прозрачности бюджетного процесса, о возможности законодателя учесть положительные и отрицательные моменты бюджета прошлого года при утверждении бюджета Республики Беларусь на новый финансовый (бюджетный) год. Утверждение местных бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год производится одновременно с утверждением отчета об исполнении местного бюджета за предшест­вующий финансовый (бюджетный) год.

Бюджетный процесс включает пять последовательных, сменяющих друг друга стадий:

1. Составление проекта бюджета;

2. Рассмотрение проекта бюджета;

3. Утверждение бюджета;

4. Исполнение бюджета;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow