Бюджетный процесс
Бюджетный процесс представляет собой порядок реализации материальных норм бюджетного права и обеспечивает правильность и своевременность поступления в бюджет доходов, а также законное, целевое и своевременное их расходование.
Бюджетный процесс можно рассматривать в двух аспектах:
1) как деятельность государства в лице уполномоченных государственных органов по составлению проекта бюджета, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также по составлению и утверждению отчета об исполнении бюджета;
2) как правовую категорию. С правовой точки зрения бюджетный процесс есть совокупность процессуальных норм бюджетного права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе составления проекта бюджета, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, а также составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Правовое определение бюджетного процесса закреплено в с г. 19 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».
Согласно этой статье бюджетный процесс - регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, данным Законом и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Законодатель, характеризуя бюджетный процесс, использовал оба подхода для его определения: и как вида деятельности, и как правовой категории. Однако в данном определении отсутствует указание на наличие стадии составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, хотя эта стадия является очень важной для бюджетной деятельности любого государства, в том числе и Республики Беларусь. Во-первых, данная стадия имеет свое конституционное закрепление (ст. 135 Основного Закона). Во-вторых, проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом до рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год (ст. 29 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»). Это свидетельствует прозрачности бюджетного процесса, о возможности законодателя учесть положительные и отрицательные моменты бюджета прошлого года при утверждении бюджета Республики Беларусь на новый финансовый (бюджетный) год. Утверждение местных бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год производится одновременно с утверждением отчета об исполнении местного бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год.
Бюджетный процесс включает пять последовательных, сменяющих друг друга стадий:
1. Составление проекта бюджета;
2. Рассмотрение проекта бюджета;
3. Утверждение бюджета;
4. Исполнение бюджета;