Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета

Бюджетный процесс в Республике Беларусь имеет свою цикличность и длится около двух с половиной лет. Начинается он с постановления Правительства (принимается обычно в апреле - мае текущего финансового года), в котором устанавливается срок Министерству финансов для разработки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и представления его Совету Министров.

Каждая из стадий бюджетного процесса имеет определенное назначение, где решаются вопросы, требующие своего определения именно в этот период времени. Так, перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящим» и нижестоящими бюджетами путем процентных отчислений от регулирующих республиканских налогов, а также выделение дотаций, субвенций и субсидий из вышестоящих нижестоящим бюджетам в целях достижения их сбалансированности осуществляется на стадии составления проекта бюджета. Окончательно нормативы отчислений от регули­рующих источников доходов, передаваемые в нижестоящие бюджеты, утверждаются представительными органами власти при принятии бюджета. Поэтому утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов, т.е. сверху вниз.

Контроль в бюджетной сфере весьма сложно выделить в отдельную стадию бюджетного процесса, т.к. он не сменяет последовательно ни одну из стадий бюджетного процесса, а протекает одновременно с обсуждением и утверждением проекта закона о бюджете на очередной год (предварительный контроль), в ходе исполнения бюджета (текущий контроль), при рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета (последующий контроль). Являясь по форме и методам проведения независимым от действий, совершаемых на определенных стадиях бюджетного процесса, финансовый контроль протекает одновременно с ними, не образуя самостоятельной стадии.

Все стадии бюджетного процесса строго регламентированы процессуальными нормами бюджетного права, призванными обеспечить четкое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисциплины. Стадии бюджетного процесса следуют в вышеуказанной последовательности, и данный порядок изменению не подлежит.

В основе бюджетного процесса лежат общие принципа характеризующие бюджетную систему, это единство бюджетной системы Республики Беларусь; разграничение доходов и расходов внутри бюджетной системы Республики Беларусь; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность бюджетов; гласность бюджетов.

Вместе с тем бюджетному процессу присущи свои осо­бенные принципы, к которым, в частности, относятся:

1) принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти на участие в бюджетном процессе, проявляющийся в последовательно­сти вступления в бюджетную деятельность этих органов. Так, составление проекта бюджета относится к полномочиям исполнительных органов власти, принятие закона или решения о бюджете - к компетенции представительных ор­ганов власти, исполнение бюджетов всех уровней возложе­но на органы исполнительной власти;

2) принцип ежегодности бюджета. Принимается бюд­жет сроком на один год - с 1 января по 31 декабря. Очень важным является правило, согласно которому бюджеты всех уровней должны быть приняты в установленном по­рядке до 1 января очередного финансового (бюджетного) года. На практике данное правило не всегда соблюдается. В последнее время его удавалось выполнить в отношении республиканского бюджета. Так, законы о бюджете Респуб­лики Беларусь на 2002, 2003 и 2004 годы были подписаны Президентом Республики Беларусь соответственно 29 де­кабря 2001 г.. 28 декабря 2002 г. и 29 декабря 2003 г.

При утверждении местных бюджетов данное правило пока еще не соблюдается, поскольку местные бюджеты принимаются после утверждения вышестоящих бюджетов;

3) принцип публичности и гласности. Проект бюджета то его принятия обсуждается всеми заинтересованными лицами, результаты обсуждения доводятся до граждан че­рез средства массовой информации, принятый бюджет обя­зательно публикуется в печати, кроме сведений, отнесен­ных к государственным секретам;

4) принцип специализации бюджетных показателей. В основе составления и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация, представляющая собой систематизированную группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций с присвоением объектам классификации группировочных кодов, основанных на их экономической характеристике, и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства.

Бюджетная классификация является единой и использу­ется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных вне­бюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Таким образом, принцип специализации показателей бюджета осу­ществляется на всех стадиях бюджетного процесса.

О значимости и важности данного принципа в бюджет­ной деятельности государства говорит тот факт, что 5 мая 1998 года был принят Закон «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который действует в настоящее время с изменениями и дополнениями.

В бюджетную классификацию входят:

1) классификация доходов;

2) классификация расходов, включающая функцио­нальную, экономическую (предметную) и ведомственную классификацию расходов;

3) классификация источников внутреннего финансиро­вания дефицита республиканского и местных бюджетов;

4) классификация источников внешнего финансирова­ния дефицита республиканского бюджета;

5) классификация видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;

6) классификация видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Классификация доходов является систематизирован­ной группировкой доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных Учреждений и организаций и основывается на актах законодательства Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Классификация доходов утверждается Советом Министров Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь. Постановлением Правительства от 10 июля 1998 г. № 378 Министерству финансов было поручено разработать и утвердить классификацию доходов, экономическую (предметную) классификацию расходов, классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь и классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Доходы делятся на следующие категории: текущие, капитальные и безвозмездные, состоящие из групп доходов. Группы доходов состоят из видов доходов. Доходы по видам объединяются в разделы и подразделы доходов в зависимости от источников их получения.

Доходы по основным источникам республиканского и местных бюджетов предусматриваются при их утверждении по разделам.

Одним из видов классификации расходов является функциональная классификация, представляющая собой группировку расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций, отражающую направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Функциональная классификация расходов состоит из трех уровней.

Первым уровнем функциональной классификации расходов являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах разделов.

Функциональная классификация расходов Республики Беларусь по разделам и подразделам утверждена в приложении к Закону «О бюджетной классификации Республики Беларусь».

На 2005 г. функциональная классификация расходов республиканскому бюджету определена в приложении 3 Закону «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год». Для примера приведем раздел «Судебная власть», включающий подразделы: Конституционный Суд Республики Беларусь; Верховный Суд Республики Беларусь; хозяйственные суди Республики Беларусь; другие судебные органы.

Третий уровень функциональной классификации расходов образует классификация по параграфам, которая детализирует расходование средств на конкретные мероприятия и направления деятельности и утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.

Ведомственная классификация расходов республиканского и местных бюджетов является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по государственным органам и организациям в соответствии с законодательством.

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета утверждается Министерством финансов Республики Беларусь. Ведомственная классификация расходов местных бюджетов утверждается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.

Экономическая (предметная) классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций по их экономическому содержанию.

Классификация источников внутреннего финансировании дефицита республиканского и местных бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами для финансирования дефицита соответствующего бюджета. В свою очередь классификация источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Республики Беларусь для финансирования дефицита республиканского бюджета.

Классификация видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь является группировкой государственных долговых обязательств Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь, а классификация видов внешнего государственного долга Республики Беларусь - группировкой государственных внешних долговых обязательств Правительства Республики Беларусь, принятых в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: