До сих пор мы говорили о сущности непрерывного образования, факторах его определяющих и в самом общем виде об ориентациях людей в сфере образования. Цель главы – проанализировать мнения, оценки и суждения различных социальных общностей (молодых людей, находящихся на пороге самостоятельной жизни; взрослых, занятых трудовой деятельностью; лиц третьего возраста) об их отношении к образованию. Данные исследований должны дать более четкое представление о роли и функциях образования на каждом этапе жизни человека, его ожиданиях, связанных с образованием. Аксиологическое видение проблемы предоставляет возможность рассмотреть взаимосвязь образовательной деятельности и позиции людей, проанализировать тем самым объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие превращению образования в органичный компонент жизненных отношений
Эмпирическую базу главы составили исследования, проведенные среди выпускников школ под руководством автора и материалы опросов, представленные в ряде публикаций.