Характеристика

Пространство как философская категория обозначает форму бытия вещей и явлений, отражающую их со-бытие, сосуществование.40 Понятие пространства прочно вошло во многие сферы жизни человека. В настоящее время говорят о политическом, культурном, информационном, образовательном пространстве. Характеристика социального пространства как предметной действительности на каждом конкретном отрезке времени жизни человека включает различные институты социализации, большие и малые социальные группы, взаимодействуя с которыми личность приобщается к общественно – историческому опыту.[108] Ряд авторов рассматривают образовательное пространство как совокупность образовательных учреждений, дополненную инфраструктурой образования,. т.е. психологическими, методическими, маркетинговыми и другими службами.[109] Но в этом случае пространство образования сводится к системе социальных институтов. Между тем на практике источником образования оказываются не только школьное обучение. Не случайно в заявлении министров образования европейских стран подчеркивалась необходимость «принять конкретные меры к тому, чтобы размыть границы между различными уровнями формального и неформального образования».[110] На этой «территории» столкновение с различными, противоречивыми, не всегда уловимыми, неисчерпаемыми и безграничными источниками влияния оказывает существенное воздействие на осознание человеком своего «Я». Об этих особенностях пространства, в котором формируется духовный мир человека, писал К.Г.Паустовский, вспоминая свои гимназические годы. Наряду с учителями, киевскими театрами, библиотекой, симфоническими концертами он называл киевские сады, сияющую и хрустящую от листвы киевскую осень, Днепр, мягкие, туманные зимы, поля, крыши, пасеки… «Трудно уловить влияние этих вещей, разнообразных и подчас далеких друг от друга, на наше юношеское сознание. Но оно было. Оно давало особый поэтический строй нашим мыслям и ощущениям».[111]

Особенность пространственной характеристики заключается в синхронности воздействий. Поэтому «синхронный срез» (Ю.М.Лотман) обнаруживает одновременное присутствие различных факторов, с которыми взаимодействует человек в своем становлении. Сложное и подчас противоречивое переплетение смысловых пространств порождают новый смысл, связанный с индивидуальным сознанием, обусловленным прошлым опытом человека и его представлением о будущем. Поэтому в каждом конкретном моменте взаимодействия («стоп – кадре») пространство и субъективное время как бы смыкаются.

Особое значение в современном противоречивом социальном пространстве приобретает глобальная информатизация. «Тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения, лекций и семинаров в рамках системы всеобщего образования, а теперь еще и сети Internet – вот, что коренным образом отличает современное общество как информационное».[112]

Прямое следствие подобных трансформаций – безграничное расширение «здесь и сейчас» познавательных возможностей человека, обогащение его игровой деятельности, повышение информированности в обсуждаемых вопросах. Одновременно растущее сходство между работой на компьютере и управлением реальными объектами, между коммуникацией в режиме on line и общением в реальном пространстве вводит в повседневную жизнь виртуализацию, замещающую реальность. Возможное последствие - растущая зависимость человека от Интернета, характеризующаяся неспособностью и нежеланием отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, способность и склонность забывать при работе в Интернете об учебе, служебных обязанностях, личных и деловых встречах и т.д.[113]

Расширение доступности информации связано еще с одной проблемой - замалчиванием знаний, их упрощением или распространением ложной информации. Как образно выразился писатель – эмигрант из Ливана Д.Х. Джубран «Многие учения сходны с оконными стеклами. Мы видим истину сквозь него, но оно же и отдаляет нас от истины». Отказ от анализа причин тех или иных сложных явлений, их представление в виде цепочки простых событий, однозначность выводов делают человека объектом манипуляций. Чем шире мир информации, в который он вступает, тем в большей степени возникает опасность его идентификации с определенными групповыми ценностями, доктриной группового сообщества. Освоение «правил игры» позволяет человеку снять с себя груз ответственности и раствориться в некоем «мы». Способность противостоять деструктивным влияниям информационного пространства обусловлена избирательностью позиции личности, уровнем ее критического мышления.

Отмеченные характеристики во многом определяют особенности пространственной характеристики непрерывного образования. Многообразие источников и средств, с которыми взаимодействует человек, позволяет говорить о полилоге, множественности источников образования. Горизонт восприятия информации перестал ограничиваться только образовательным учреждением, семьей, местом проживания. Он расширился до масштабов всего мира. В новой социальной ситуации к образовательным институтам стали причислять средства массовой информации, производственные коллективы, общественные организации, политические движения, музеи, добровольные ассоциации, молодежные группировки, фирмы, предприятия, органы самоуправления и т.д. В материалах Меморандума Комиссии Европейского Сообщества, о которых уже шла речь, подчеркивалась необходимость «переноса учебы ближе к дому». С этой целью рекомендуется создавать учебные центры в каждой местности не только в школах, но и в местах сбора людей: торговых центрах, библиотеках, музеях, местах богослужения, парках, трамвайных и автобусных станциях, центрах здоровья и т.д. Возникают беспрецедентные возможности для развития человека, более эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. По существу каждый из перечисленных социализирующих факторов обладает своим образовательным потенциалом. Между ними как образовательными нет жесткой иерархии. В каждом конкретном случае образовательная траектория выстраивается человеком самостоятельно.

Пересечение образовательного пространства с социальным позволило выделить наряду с формальным образованием («formal») неформальное («non formal») и информальное («informal») как нетрадиционные виды образования. В противовес формальному образованию как «институционализированному, построенному по возрастному принципу и иерархически структурированному, охватывающему все ступени от начальной школы до выпускного курса университета», [114] неформальное образование рассматривается как «любая организованная, систематическая образовательная деятельность вне рамок формальной системы».[115] Наконец, информальное образование представляет собой «приобретение знаний, навыков, норм и представлений в ходе повседневной жизни и контактов с окружением». По существу пространство становится «образовательным» в той мере, в какой оно «выплескивается», по выражению индийского исследователя П. Шуклы, за пределы образовательного учреждения в окружающую социальную действительность. Взаимосвязь личности с различными социальными источниками образования может быть представлена следующим образом.

 
 


 
 


Возможность уравнять в правах формальное, неформальное и информальное образование делает общество безграничным образовательным арсеналом. Если временная протяженность непрерывного образования зафиксирована в термине lifelong education, то пространственное измерение дополняет его еще одним признаком: оно становится открытым (open education). «Открытость» образования подчеркивает его гибкость, интеграцию видов и компонентов, «близость» к запросам и потребностям людей. «Образование, не ограниченное сроками обучения и стенами учебных заведений, - как отмечает Г.Л. Ильин, - приобретает черты жизнедеятельности, т.е. процесса развития личности в течение всей социально активной жизни, а жизнь – черты непрерывного образовательного процесса».[116]

В подобной ситуации особое значение приобретает позиция человека. Правда, «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А. Кушнер). Но хотя «Время дано. Это не подлежит обсуждению Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем» (Н. Коржавин) В этом «диалоге» поэтов достаточно четко выражена идея ответственности человека за свой выбор. Для одних образовательное пространство «сужается» до четко очерченных границ школы, вуза, курсов повышения квалификации…. Для других «университетами» становится сама жизнь. Одни «передвигаются» в пространстве по раз и навсегда заданной траектории. Для них образование – средство решения конкретных вопросов. Для других каждый отрезок «жизненного пространства» позволяет раздвинуть интеллектуальные горизонты, ставить и решать вопросы бытия. В этом случае образовательная деятельность не сводится к четко очерченным границам, а содержательная составляющая образования становится все менее важной и все более заменяемой. Важно скорее не то, что изучается, а то, что идет процесс изучения. Все это делает человека творцом своего образования. Его позиция в этой сфере отражает представления о смысле жизни, месте в социуме, человеческом и гражданском долге.

Взаимосвязь временной и пространственной характеристик образования, всеобщность всех его видов и форм «во времени и пространстве», интеграция формального, неформального и. информального образования дали возможность американскому исследователю Р. Хатчинсу[117], а затем Т. Хюсену[118] выдвинуть идею «постоянно обучающегося общества», в котором «учатся все и всегда». Одновременно такое общество становится «постоянно обучающим», т.е. все его ресурсы выступают в качестве обучающих Конечно, становление подобного общества возможно в том случае, если развитие личности не наталкивается на социальные и культурные преграды. Вместе с тем еще раз подчеркнем: временная и пространственная характеристики образования пересекаются в одной точке – позиции личности. Личность «творит» обучающееся общество и одновременно обогащает собственный духовный мир. Это побуждает более подробно остановиться на третьем аспекте проблемы – личность и образование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: