Становление новых организационных форм непрерывного образования

Как уже отмечалось, исторически образование взрослых сложилось как система специализированных учреждений общего и профессионального образования. По мере расширения и углубления трактовки сущности образования взрослых как звена в непрерывном процессе эта система стала включать различные культурно – образовательные и досуговые учреждения, специально созданные для удовлетворения познавательных потребностей взрослых. Социально - экономическая ситуация, сложившаяся в 80-е годы прошлого века, внесла серьезный корректив в привычную систему профессионального образования взрослых. Постоянное введение инноваций, позволяющих выдерживать все более острую конкуренцию; рост числа компаний, работающих в менее регулируемых условиях; возрастающая роль творческого потенциала работников; децентрализация производства; изменения в структуре занятости (отход от массового производства и потребления в сторону их индивидуализации) побудили менеджеров обратиться к поискам путей, позволяющих приспособить идеи непрерывного образования к решению производственных проблем. А.М.Митина приводит слова одного из специалистов в области менеджмента Р. Лессема, который следующим образом комментирует эту ситуацию: «Качество и обучение сегодня вытеснили понятия прибыльности и разделения рынка в качестве новых управленческих императивов».[127] Возрастающую потребность в обучении как в «управленческом императиве», казалось бы, могли удовлетворить университеты как центры послевузовского образования. В нашей стране и за рубежом почти при каждом университете функционирует широкая сеть институтов повышения квалификации, дающая возможность специалистам повысить свою профессиональную компетентность или сменить профессию. Эти же функции выполняют специализированные отраслевые центры повышения квалификации и переподготовки. Обучение в учреждениях постдипломного образования формирует у специалистов новый взгляд на современные экономические проблемы, приобщает к маркетинговым исследованиям, формирует умение пользоваться всеми ресурсами информационных технологий, вводит в практику обучения активные формы работы с аудиторией: тренинги, деловые игры, мозговой штурм, моделирование переговорных процессов, презентаций и т.д. Однако при всех инновационных формах подобный процесс образования оказывается оторванным от нужд конкретного предприятия, от нужд реальной производственной жизни. Неудовлетворенность «университетским» подходом к обучению, поиски путей устранения разрыва между образованием и возрастающими требованиями работодателей к подготовке работников привели к появлению новых организационных форм профессионального образования. Одна из них - «учебная фирма», имитирующая деятельность предприятия.[128] В последнее время она довольно широко стала использоваться для профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов. По данным международной организации учебных фирм в 2006 году в мире работало около 5 000 подобных учебных заведений. В Австрии, например, учебные фирмы являются обязательным элементом учебных планов средних экономических школ и бизнес колледжей. Потребность в них растет и в нашей стране. Несколько фирм функционируют на базе факультета довузовской подготовки и профориентации Санкт – Петербургского государственного университета экономики и финансов.

Структура учебной фирмы базируется на тех же принципах, что и действующее предприятие и включает подразделения, соответствующее основным управленческим функциям любого предприятия. Учебная фирма позволяет осуществить интеграцию теоретической и практической деятельности, дает возможность в рамках основной специальности освоить дополнительную квалификацию, учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Особое значение эта форма организации обучения имеет при обучении людей, не имевших ранее опыта работы в данной сфере, либо для людей утративших навыки производственной деятельности (инвалиды, безработные). Хотя учебная фирма моделирует производственный процесс, она все же не в состоянии учесть все реалии конкретного предприятия.

Поиски путей, максимально приближающих обучение к нуждам предприятия, привели к разработке концепции «обучающейся организации». Исследования, предпринятые за рубежом (Х. Гайсельхарт, П. Сенге, М. Педлер и др.) и в нашей стране (М.В. Кларин, Г.А. Ключарев, А.М.Митина и др.), позволяют очертить некоторые особенности этой формы образования. Речь идет прежде всего об адаптации учебного процесса к задачам производства, обогащающего человеческий капитал фирмы. Но профессиональное обучение не только вооружает работников новыми знаниями и умениями, оно призвано формировать у них способность видеть и исправлять ошибки в работе предприятия. Подобная направленность, как отмечают зарубежные менеджеры, приносит прямой производственный эффект. В зависимости от характера обнаруженных ошибок организация либо принимает меры к их устранению при сохранении заданного «курса», либо качественно меняет цели и направления деятельности. Обучение, помогающее предприятию вносить быстрые изменения в свою деятельность, становится фактором, повышающим его конкурентоспособность. Для этого «диапазон возможностей обучения простирается от обучения на рабочих местах до организации глобальных диалоговых команд с целью превращения обучения в неотъемлемую часть каждого рабочего дня».[129] Г.А.Ключарев приводит данные зарубежных исследований, свидетельствующие о прямой связи между ростом производительности труда и затратами на обучение персонала. Так, 10% - ное увеличение расходов на его обучение дает прирост производительности труда на 8,5%, в то время как такое увеличение капиталовложений в основное производство дает прирост производительности лишь на 3,8%.[130] Растущая профессиональная квалификация проявляется не только непосредственно в трудовой деятельности людей. Она материализуется в инструкциях, нормативах, технологиях, методах, обеспечивающих конкурентные преимущества фирмы. Высокую оценку роли образования один из учебных центров корпорации IBM отразил в лозунге, высеченном в камне: «У образования нет точки насыщения». Но трактовка «обучающегося предприятия» не ограничивается решением чисто производственных задач. Потребности непрерывной трансформации делают обучение важнейшим средством формирования у каждого члена организации «корпоративного сознания»: чувства общности, «принятия» себя в качестве активного участника происходящего и созидателя будущего.[131] Лишь на основе формируемой коллективной ответственности возможно, по мнению авторов этой идеи, совершенствование личного мастерства и изменение «ментальных моделей».

Философия обучающегося предприятия основывается на признании трех «рисков»: отношения к природе как к производственному ресурсу; к человеку как рабочей силе; вере в традиции, ритуалы как в определяющие ценности. В контексте этих положений лишь «обучающееся предприятие» способно выступить в качестве источника обновляющих импульсов в развитии общества на пути к реализации идеи: постоянно учиться друг у друга, друг для друга и вместе друг с другом. По мнению известного в Германии консультанта ведущих европейских фирм Х. Гайсельхарта обучающимся предприятие становится таковым только в том случае, если:

· верит в творческие возможности человека;

· обеспечивает формирование мотивации, нацеленной не на конкуренцию, а на служение Другому;

· содействует развитию способности людей и сообществ к самопознанию и самообновлению, к «задаванию» себе критических вопросов;

· включает как можно большее количество сотрудников в процесс принятия решений;

· инновации касаются не частных сторон деятельности предприятия, а его глубинных структур, его философии, его образа, его «видения»;

· поддерживает сотрудников в реализации их предложений. [132]

Х. Гайсельхарт рассматривает несколько видов обучения, встречающихся в деятельности многих фирм. Первый вид, нацеленный на совершенствование отдельных сторон деятельности предприятия, соотносится с вопросом: Как улучшить отдельные рабочие процессы? Второй - предполагает критический анализ норм и ценностей в связи с изменившимся окружением, переосмысление и смену курса. Этот вид обучения соответствует вопросу: Почему нужно действовать так, а не иначе? При всей практической ценности эти виды обучения не касаются анализа глубинных структур, смысла деятельности человека на предприятии. Они обращены не столько к личности как таковой, сколько к ее функционированию в рамках предприятия. «Обращенность» на себя, развитие способности критически размышлять о самом себе и черпать из этого новые знания составляет отличительные особенности третьего вида обучения, делающего предприятие подлинно обучающимся. Этот вид обучения нацелен на развитие критической рефлексии и призван ответить на вопрос: Какой более глубокий смысл лежит в основе нашей деятельности?

Этот вид обучения, как отмечает Х. Гайсельхарт, осуществляется в трех формах: супервидения, саморефлексии и ситуативном управлении. Рассмотрим их более подробно.

Виды обучения Основные характеристики Формы институционализации
Супервидение В осознание противоречий, слабых мест, возникающих проблем третья сторона вносит «альтернативное видение», способствующее развитию качественно новых отношений и организационных взаимосвязей. Беседы, дискуссии, консультации.
Саморефлексия Углубление знаний о себе, критическая оценка себя развивают способность не теряться перед непредвиденным и расставаться с устаревшими знаниями и стереотипами.. Беседы сотрудников, семинары, коучинг
Контекстное управление Вместо поиска индивидуальных решений, зачастую не учитывающих интересы других, предлагается метод общего решения проблем на основе согласования позиций, позволяющего перейти от стороннего принуждения к самообязннности. К.У. означает признание того, что максимальные требования без учета других интересов ослабляют систему. Переговоры, разработка проектов, неформальные встречи, нацеленные на анализ причин успехов, путей повышения качества сотрудничества, перспектив развития.
         

Не трудно заметить, что по мере перехода от одной ступени обучения к другой углубляются возможности критического размышления человека о самом себе (самопоиска, самоанализа) на основе совместно разрабатываемых критериев, а также диалога представителей разных культур на пути к «новой объединяющей культуре» (термин Х. Гейсельхарта). Возникающее в этом случае сотрудничество обеспечивает двойной эффект: оно содействует росту конкурентоспособности предприятия и одновременно создает условия для самореализации творческих потенциалов личности. Общность ценностей расширяет границы такого сотрудничества и с помощью информационно – технических сетей содействует созданию новых организационных форм - виртуальных предприятий.

Появление обучающей организации как неформального института вкладывает новый смысл в понимание роли образования как средства удовлетворения потребностей производства. На смену прагматическому пониманию этой роли приходит более широкое и более емкое, связанное с совершенствованием с помощью образования всей системы отношений: к труду, обязанностям, людям и, самое главное, к самому себе. А значит и отношения к жизни. Обучающееся предприятие перестает быть только бизнесом, оно становится школой жизни, помогающей человеку выйти за пределы своих функционально – ролевых обязанностей и осознать свое предназначение. «Уроки» обучающейся организации заключаются в обогащении гуманистического смысла непрерывного образования: на смену включения элементов общего образования в содержание профессионального приходит актуализация всего того, что способно пробудить у человека потребность заглянуть в самого себя. На основе анализа концепции обучающейся организации можно проследить роль образования в развития рефлексивной способности людей: от осознания отношения к предметно – практической деятельности до самооценки духовной деятельности, связанной с осмыслением «вечных» проблем - смысла жизни, назначения человека, его отношения к сегодняшнему дню и тенденциям развития социального мира. В этом проявляется критичность рефлексии.

Идея обучающей организации у многих исследователей вызывает скептическое отношение как одна из очередных утопий. [133] Но какие бы сомнения не одолевали их, в обучающей организации представлен вектор развития современного производства.

Поиски путей сближения образования с нуждами производства заметно активизировались и в нашей стране. В первую очередь их осуществляют крупные производственные компании и корпорации. Так «Адмиралтейские верфи» создали у себя учебный центр, установив контакты с вузами и разработав программу адаптации выпускников на производстве. Школы также активно откликнулись на инновационные формы повышения квалификации, создавая различные форматы «внутрифирменного обучения» педагогических коллективов: курсы, семинары, педагогическое сопровождение работы творческих групп и методических объединений. В качестве обязательного условия повышения квалификации на рабочем месте рассматривается сотрудничество педагогов при выполнении совместных проектов.

К числу общих принципов деятельности «обучающейся школы» следует отнести: практическую ориентацию повышения квалификации; разработку проблем, значимых для учителей; осознание новых проблем, возникающих в процессе модернизации школьного образования.[134]

Анализ материалов, представленных в главе, позволяет сформулировать несколько выводов, касающихся теории непрерывного образования и реализации ее на практике.

1. Произошедшие во второй половине ХХ века глобальные изменения социокультурной ситуации привели к появлению парадигмально нового подхода к образованию как пожизненному целостному процессу, посредством которого человек расширяет свои знания и умения в разных сферах деятельности, развивает свои способности и обогащает духовный мир Подобная трактовка образования родилась не из простого обобщения опыта. В ней интегрировались философские, прежде всего экзистенциальные поиски, с их антропологической ориентацией; психологические концепции, утверждающие безграничность личностного развития человека, рассматривающие развитие как основной способ существования личности; результаты социологических исследований, распространивших процесс социализации на всю жизнь человека. Продуктом своеобразной рефлексии над процессами, происходившими в теории и практике образования, явилась базисная система ценностей, основанная на двух ключевых понятиях: свободе и ответственности.

Они предполагают самостоятельно направляемое обучение, т.е. самостоятельность обучающегося в выборе содержания, организации, сроков и режимов обучения, развивающих умение учиться, умение разрешать проблемы и т.д. Не имея свободного выбора, осуществляемого в соответствии со своими интересами и возможностями, человек снимает с себя внутреннюю ответственность за продуктивность своего обучения.

2. В институциональном аспекте общее и профессиональное образование на протяжении всей жизни человека выступает в качестве постоянно действующей системы государственных, общественных, частных учреждений. Целостность этого процесса на разных этапах жизни приобретает свои специфические черты. В самом общем плане его «составляющие» могут быть охарактеризованы следующим образом:

Основные характеристики Образование
профессиональное общекультурное
1. Цели Формирование профессиональной компетентности Развитие духовного мира личности
2.Доминирующая функция Социализация Индивидуализация
3. Содержание Обусловлено профессиональными потребностями личности и запросами рынка Обусловлено духовными запросами людей.
4. Результативность Сформированная потребность в профессиональном самосовершенствовании Сформированная потребность в духовном обогащении, в «культурном возвышении».
         

3. Единство и взаимосвязь формального, неформального и информального образования обеспечивает еще одну особенность «образования через всю жизнь» - гибкость во времени и пространстве, облегчающую совмещение обучения с семейной жизнью, профессиональной деятельностью. При этом все большее значение приобретает информальное образование, обеспечивающее его самостоятельную организацию в группах или на дому, или посредством приобретения опыта на рабочем месте.

4. По мере развития образования взрослых все более четко стала обозначаться его связь с предшествующим «школьным» этапом образования. В личностном плане она проявилась в зависимости готовности и способности взрослых к обучению от продолжительности и качества образования, полученного в юности. В организационно – педагогическом плане анализ характера учебных затруднений взрослых – важный источник информации для преобразований в системе школьной и вузовской подготовки.

Все сказанное позволяет заключить, что идея непрерывного образования выступает в качестве важнейшего социально – педагогического принципа, отображающего современную тенденцию построения образования как целостной системы, направленной на развитие личности на протяжении всей его жизни и составляющей условие социального прогресса.

Вслед за анализом становления и развития непрерывного образования как социокультурного феномена попробуем обратиться к «миру мнений» людей относительно ценности образования на разных этапах жизни.

Сознание, собственно говоря, -

это отношение Я к какому-нибудь

предмету, безразлично

внутреннему или внешнему.

Гегель


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: