Нарушения памяти очень разнообразны. Причины тех или иных расстройств памяти выявлены благодаря многочисленным клиническим наблюдениям больных с различными повреждениями мозга и глубокому анализу особенностей нарушения памяти у них. Оценку памяти больных проводят с помощью различных психофизиологических тестов.
В последующих работах отечественных и зарубежных клиницистов был систематизирован большой материал клинико-психологических исследований, позволяющий сделать определенные заключения о причинах некоторых форм расстройств памяти. На основании изучения особенностей расстройств памяти больных с разными повреждениями мозга различают амнезии частные и общие.
Частными амнезиями называют те формы расстройства памяти, при которых наблюдаются избирательные нарушения какой-либо специальной памяти — зрительной, слуховой, тактильной. Эти формы памяти нарушаются в результате повреждений определенных областей наружной части больших полушарий мозга. Среди этих нарушений встречается амнезия на слова — больные затрудняются назвать предметы, назначение которых хорошо понимают. Вместо слова «карандаш» они говорят «то, чем пишут», вместо слова «ложка» — «то, чем едят». Встречается форма избирательного нарушения памяти на зрительные образы, т.е. на представление их в память. Теряется способность узнавать предметы, лица друзей, знакомых и даже родственников. Иногда больной узнает знакомого человека, но относится к нему не так, как раньше, что указывает на нарушение эмоциональной памяти. Своеобразная формалокального нарушения памяти — расстройство двигательных навыков. Больной или больная разучиваются пользоваться ложкой или вилкой, застегивать пуговицы и тому подобное, хотя способность к движениям и мышечная сила сохраняются. Иначе говоря, разрушаются не движения вообще, а выработанные опытом навыки.
К общим амнезиям относятся общие расстройства памяти независимо от дальности воспринятой информации. Такого рода нарушения памяти связаны с повреждениями более глубоких структур мозга. К числу общих амнезий относится так называемый корсаковский синдром, который впервые наблюдал Корсаков у больных с алкогольным параличом и подробно описал в диссертации, опубликованной в 1887 году. Больные теряют способность фиксировать в памяти текущие события, в то время как память на отдаленные события, сообразительность, остроумие, находчивость у них сохраняются. Характерные симптомы для корсаковского синдрома — потеря ориентировки во времени и пространстве, неспособность запоминать хронологический порядок развертывания событий. Первоначальные наблюдения указанного синдрома расстройства памяти были сделаны на больных хроническим алкоголизмом. Однако последующие клинико-психологические исследования больных, проведенные А.Р.Лурией, А.М.Вейном, Л.Т.Поповой, Н.К.Киященко (СССР), Барбизи (Франция), Талландом (США) и другими, показали, что корсаковский синдром наблюдается и при травмах, инфекциях, интоксикациях, опухолях, инсультах. В этих случаях повреждение локализуется в определенных областях мозга, составляющих так называемую лимбическую систему. К общим амнезиям относятся также прогрессирующие амнезии, обусловленные сосудистыми заболеваниями мозга и его атрофией. К их числу относятся нарушения памяти при болезни Альцгеймера, а также старческие расстройства памяти, связанные с атеросклерозом.[1]
Для прогрессирующих амнезий характерно постепенное нарастание симптомов. Вначале нарушения памяти сказываются лишь на фоне глубокого утомления и выражаются в забывании малозначащих событий, новых имен, дат. Со временем они становятся более значительными и бросаются в глаза благодаря повторению одних и тех же вопросов, рассказов. Длительные наблюдения за развитием прогрессирующих амнезий выявили определенную последовательность в нарастании их симптомов. Оказалось, что вначале нарушается память о недавнем прошлом. Затем теряется способность локализации событий во времени: давно прошедшие события кажутся ближе к настоящему и наоборот. Потом существенно расстраивается память всех представлений, но еще сохраняется эмоциональная память, или память чувств, в частности симпатий и антипатий. Постепенно исчезает и эта память, но остается память привычек. Человек, комбинируя слова с представлениями, сохраняет еще свойственные ему привычки, движения, исчезновение которых граничит с полным распадом личности.
К общим амнезиям относится также посттравматическая ретроградная амнезия, при которой выпадает память на события, предшествовавшие получению травмы. Иногда при посттравматической амнезии выпадение памяти распространяется и на последующий период выхода больного из бессознательного состояния. Такая форма посттравматической амнезии называется антероградной. По своему характеру она напоминает корсаковский синдром. Обе эти формы амнезии со временем проходят, поэтому их называют преходящими. Преходящие амнезии наблюдаются не только после физической, но и после сильной моральной травмы. Описаны случаи возникновения длительной амнезии после обмороков. Известны случаи острой и подострой амнезии, возникающей при различных заболеваниях (туберкулезе, раке, истощении после тяжелых инфекционных заболеваний, воспалений, желтухе, при отравлениях мышьяком, свинцом и т.д.) После выздоровления память обычно восстанавливается. Врожденные формы амнезии нельзя рассматривать как расстройство памяти, ибо при этом происходит не потеря памяти, а недостаточное ее развитие. Психическое недоразвитие у детей при легких его формах выявляется обычно лишь в 7—10-летнем возрасте, а до этого многие родители не замечают отклонений в развитии детей, так как предъявляют к ним незначительные требования. Лишь в начале школьного обучения, когда выясняется, что ребенок не может удержать в памяти элементарных знаний, это привлекает внимание родителей и педагогов и заставляет обратиться к врачу.
Причины психического недоразвития могут быть различными. Иногда они связаны с патологией беременности, с осложнениями после родов, с наследственными нарушениями обмена веществ, с наличием так называемого резус-фактора у родителей и другими обстоятельствами. Одна из причин психического недоразвития детей — употребление матерями во время беременности алкоголя, наркотиков и табака. Алкоголизм отцов также оказывает огромное влияние на психическое развитие детей. При сравнительном анализе частоты неврологических и психических заболеваний было найдено, что у детей, имеющих отцов-алкоголиков, задержки психического развития, дефекты речи и другие психические заболевания встречаются в 1,5—2 раза чаще, чем в нормальных семьях. Еще больший процент умственно отсталых детей встречается при алкоголизме матерей. Наряду с ослаблением памяти (амнезией) известны единичные случаи гиперамнезии, или избыточного воспоминания. Встречаются они чаще всего в патологии при лихорадочных состояниях, чрезмерном возбуждении. Описаны случаи, когда люди, находившиеся в критических ситуациях, в короткие мгновения воскрешали в памяти воспоминания почти всей жизни.
3. Методы улучшения и коррекции памяти.
Запоминание представляет собой очень сложный и одновременно слаженный ансамбль таких взаимодействий, в которые вовлечены разнообразные молекулы передатчиков. Когда необходимо что-то вспомнить, происходит вызов «записанного» в разных точках нейронных сетей материала и «переписывание» его в один осмысленный сюжет. Исследователи считают, что память зависит от нескольких систем мозга и включает межклеточные взаимодействия на разных уровнях. Поэтому процессы, связанные с запоминанием и воспроизведением, управляемы и обладают избирательностью. Известно также, то лучше запоминаются эмоционально окрашенные события и факты, причем положительные эмоции вспоминаются легче. Сегодня существует немало препаратов, стимулирующих активность нервных клеток и улучшающих память.
Дело в том, что человеческая память — весьма тонкая и хорошо отлаженная система, которая развивалась сотни миллионов лет и у здорового человека работает в оптимальном режиме. Не стоит забывать, что в запасе у природы уже существуют различные механизмы регуляции активности нервных клеток. А пока врачи рекомендуют использовать лишь мягкодействующие препараты, принимая их вместе с ежедневной дозой витаминов.
Существуют и другие способы коррекции памяти. Наиболее простой и доступный — полноценный сон и сбалансированное питание. Известно, что в большинстве случаев бедная белками и витаминами пища снижает возможность запоминания. Включение в ежедневный рацион продуктов, богатых магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), способствует улучшению памяти.
А к чаю и кофе обычно прибегают во время напряженной умственной работы, в частности, когда нужно что-то быстро запомнить, — и поступают совершенно правильно. Опытыдоказали, что алкалоиды, кофеин и теофиллин, которые содержатся в чае и кофе, тормозят действие фосфодиэстеразы и тем самым препятствуют разрушению естественного источника клеточной энергии — циклического аденозинмонофосфата. При этом в мозге возрастает не только его уровень, но и уровень всех веществ-медиаторов, которые имеют прямое отношение к запоминанию информации: адренокортикотропного гормона, вазопрессина, ряда гормоновгипоталамуса, благоприятствующих созданию положительных эмоций. Таким образом, возникает благоприятный фон для восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации (извлечение ее из «кладовых памяти»). И все это делает одна чашка кофе или чая! Для науки и практики важно, какими способами и средствами можно увеличить емкость мозга и активизировать процессы запоминания.
Не меньший интерес вызывает и обратное явление — есть же вещества, которые могут ослаблять память. Изучение этих веществ тоже имеет большое практическое, главным образом профилактическое значение.
Небезынтересна проблема, касающаяся памяти и курения. Первые сведения о курении табака содержатся в трудах древнегреческого историка Геродота, который сообщает, что скифы вдыхали дым специально сжигаемых для этого растений.
Для нас, в частности, особый интерес представляет влияние курения на умственную деятельность. Взгляды самих курильщиков очень противоречивы и, естественно, весьма субъективны. Однако лабораторные исследования предлагают нам объективные данные. Например, был проведен эксперимент с курящими и некурящими студентами. Сравнение результатов эксперимента с данными контрольных опытов показывает, что у студентов, которые курили всего один день, показатели различных видов умственной деятельности снизились: в обучении— на 4,42 процента, в точности зачеркивания букв, включенных в эксперимент, — на 7,09, в скорости зачеркивания тех же букв — на 1,02», в точности оперирования цифрами— на 5,55, в запоминании —на 5,07 процента. Большинство курильщиков утверждают, что курение благоприятно сказывается на их умственной работе. Эта субъективная оценка обязана механизму действия никотина. Первоначально в малых дозах он расширяет кровеносные сосуды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, но все это длится недолго. В больших дозах и при продолжительном употреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинствакурильщиков наступает ослабление памяти. Результаты исследований с помощью так называемого реоэнцефалографического метода показали, что под влиянием курения табака ухудшается кровообращение мозга. Но не только никотин мешает нам подчас вспомнить что-нибудь, даже элементарно простое.
Замечено, что алкоголики часто жалуются на забывчивость. Они прекрасно осознают, что память у них слабеет, она уже не та, какой была прежде. Приступы забывчивости учащаются, вместе с другими одновременно происходящими в организме изменениями формируется облик алкоголика. Учеными установлено, что под удар алкоголя попадает главным образом кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давно произошедшие события, но столь же легко забывают то, что случилось вчера.
Обобщив сведения о памяти и принципах ее функционирования, можно сформулировать основные принципы качественной работы памяти. Пользуясь ими в повседневной жизни, можно улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации действий.
1. Пауза.Использование в повседневной жизни принципа паузы дает время оценить обстановкуи подумать. Память определяется в основном стратегией мышления. Пауза снижает вероятность поспешных действий, таким образом заставляя нас сосредоточить внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам и является необходимым условием для наблюдения.
2. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Это полезное, оздоровительное упражнение для мозга позволит вам снять напряжение. Тогда вы запишете информацию более точно и извлечете ее из памяти без усилий. Если вы нервничаете или расстраиваетесь из-за того, что не можете вспомнить что-то важное, успокойтесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и дайте себе время подумать. Попытайтесь прибегнуть к наблюдению: осмотритесь по сторонам; определите для себя то, что необходимо сделать.
3. Осознание — это ключ к избирательному вниманию и наблюдению. Первое и самое главное — сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс записи информации, постараться воспринимать окружающую действительность, как это делают дети, и тогда поймете, сколько нужных вещей не замечали раньше. Задерживая мысленный взор на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках, не только будете лучше запоминать людей, места, маршруты и важные дела, но и лучше оценивать свое окружение. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрировать и анализировать.
4. Ассоциация образов — это существенный принцип, используемый всеми, кто не помнит местонахождения различных предметов: очков на столе, ключей рядом с телефоном, машины на стоянке.
Прибегая к образной ассоциации во многих местах контекста, человек значительно увеличивает количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Личные комментарии способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти.
5.Организация материала с помощью категории имеет отношение к способу хранения информации. Во время записи и извлечения информации следует использовать категории или основные тематические разделы памяти, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, любой предмет искусства может классифицироваться по несколькимосновным (материал, цвет, размер) и второстепенным (декоративность, цена) признакам. Если заносить подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти.
7.Просмотр и использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, мы принимаем активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Чем чаще пользоваться информацией, тем легче извлекать ее из памяти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 256 с.
2. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. – 355 с.
3. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: Изд-во МГУ, 1975.
4. Немов Р.С. «Психология»: Уч. пособие для ст. ВУЗов: В 3 кн. – 4-е изд -М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2000 – Кн. 1. Общ. Основы.
5. Польской А.Е. Как улучшить свою память. – Минск: Харвест, 2002. – 334 с.
6. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 448 с.
0.2.2. Программы коррекции мнестических нарушений у детей Поскольку одним из наиболее часто встречаемых расстройств у неуспевающих школьников являются нарушения памяти, большой интерес представляют коррекционные методики Симерницкой Э. Г. (1995) и Микадзе Ю. В., Корсаковой Н. К. (1994). В них так же, как и в выше рассмотренном подходе, реализуется идея развития слабого звена в функциональной системе памяти при опоре на сильные звенья. В методике «Лурия-90» Э. Г. Симерницкой сделан акцент на обучении новым способам анализа и обработки информации, способствующим облегчению мнестической деятельности. Данная методика построена на разнообразных методических приемах: ассоциации, «образные крючки», графические импровизации, цифро-буквенные коды, изменения модальности и др. Ребенок в процессе коррекции может выбрать те приемы и способы, которые наиболее соответствуют особенностям его психической деятельности и успешно обеспечивают положительный результат. Овладение такими эмоционально- образными мнемотехниками, происходящими в процессе игровой деятельности, повышает продуктивность запоминания речевой и символической информации. Анализ результатов коррекционной работы показал, что данные методические приемы оказывают положительное влияние на динамику различных видов психической деятельности. Недостатком данной методики является то, что ребенок приспосабливается к своему дефекту, а развитие слабого звена не контролируется. Методика «Диакор» (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.) позволяет по характеру нарушения памяти выявить преимущественную заинтересованность различных мозговых структур. Нейропсихологические профили при топической оценке изменений в психической сфере носят разнообразный характер, что свидетельствует о том, что в основе нарушения памяти у детей с различными видами неуспеваемости (иррегулярность психического развития и минимальные мозговые дисфункции) лежат различные механизмы. В связи с этим предложены различные коррекционные приемы. В случае иррегулярности психического развития применяется набор коррекционных методик, ориентированных впрямую на расширение восприятия и запоминания материала. При минимальных мозговых дисфункциях данный метод позволяет вводить коррекционные методики в обход, с опорой на оптимально развитые сферы. 20.2.3. Коррекционно-развивающая программа А. В. Семенович Второе направление коррекционно-развивающей работы связано с идеей «замещающего онтогенеза» (Семенович А. В., 2003) и нацелено на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций. В нем используются методы моторной коррекции или телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения. Также в нем применяются и собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Обе группы методов применяются в едином комплексе, с их последующей интеграцией и с учетом взаимодополняющего влияния. Автор предполагает, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют мозговой метаболизм и являются триггерным механизмом восстановления взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Развитие базальных функций праксиса, гнозиса, памяти, а также процессов саморегуляции создает базовые предпосылки для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями и волевой регуляции психической деятельности. В методике «замещающего онтогенеза» используются адаптированные к детскому возрасту приемы основных телесно-ориентированных техник. Методика представляет собой трехуровневую систему: первый уровень: «Уровень активации, энергосбережения и статокинестетического баланса психических процессов»; второй уровень: «Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром»; третий уровень: «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов». Данные уровни выделяются на основании представления об определенных этапах в развитии психической деятельности человека, в том числе его телесности. Методы, разработанные для первого уровня, направлены на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; для второго уровня — задних и премоторных отделов правого и левого полушарий и улучшения их взаимодействия; для третьего уровня — на формирование функций передних (префронтальных) отделов мозга. В коррекционной работе должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Несмотря на ряд различий, оба подхода коррекционно-развивающего обучения комплементарны. этапы коррекционной работы – предыдущая | следующая – программа Семаго Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста
Читать далее: http://vprosvet.ru/biblioteka/korrekciya-pamyati/
Центр психологической помощи Просвет