Виды нарушений памяти и их причины

Нарушения памяти очень разнообразны. При­чины тех или иных расстройств памяти вы­явлены благодаря многочисленным клини­ческим наблюдениям больных с различными повреж­дениями мозга и глубокому анализу особенностей нарушения памяти у них. Оценку памяти больных проводят с помощью различных психофизиологи­ческих тестов.

В последующих работах отечественных и зарубеж­ных клиницистов был систематизирован большой материал клинико-психологических исследований, позволяющий сделать определенные заключения о причинах некоторых форм расстройств памяти. На основании изучения особенностей расстройств памя­ти больных с разными повреждениями мозга разли­чают амнезии частные и общие.

Частными амнезиями называют те формы рас­стройства памяти, при которых наблюдаются изби­рательные нарушения какой-либо специальной памя­ти — зрительной, слуховой, тактильной. Эти формы памяти нарушаются в результате повреждений опре­деленных областей наружной части больших полуша­рий мозга. Среди этих нарушений встречается ам­незия на слова — больные затрудняются назвать предметы, назначение которых хорошо понимают. Вместо слова «карандаш» они говорят «то, чем пи­шут», вместо слова «ложка» — «то, чем едят». Встре­чается форма избирательного нарушения памяти на зрительные образы, т.е. на представление их в па­мять. Теряется способность узнавать предметы, лица друзей, знакомых и даже родственников. Иногда больной узнает знакомого человека, но относится к нему не так, как раньше, что указывает на наруше­ние эмоциональной памяти. Своеобразная формалокального нарушения памяти — расстройство дви­гательных навыков. Больной или больная разучи­ваются пользоваться ложкой или вилкой, застеги­вать пуговицы и тому подобное, хотя способность к движениям и мышечная сила сохраняются. Ина­че говоря, разрушаются не движения вообще, а вы­работанные опытом навыки.

К общим амнезиям относятся общие расстрой­ства памяти независимо от дальности воспринятой информации. Такого рода нарушения памяти свя­заны с повреждениями более глубоких структур мозга. К числу общих амнезий относится так назы­ваемый корсаковский синдром, который впервые наблюдал Корсаков у больных с алкогольным пара­личом и подробно описал в диссертации, опублико­ванной в 1887 году. Больные теряют способность фиксировать в памяти текущие события, в то время как память на отдаленные события, сообразитель­ность, остроумие, находчивость у них сохраняются. Характерные симптомы для корсаковского синдрома — потеря ориентировки во времени и пространстве, неспособность запоминать хроно­логический порядок развертывания событий. Пер­воначальные наблюдения указанного синдрома расстройства памяти были сделаны на больных хроническим алкоголизмом. Однако последующие клинико-психологические исследования больных, проведенные А.Р.Лурией, А.М.Вейном, Л.Т.Попо­вой, Н.К.Киященко (СССР), Барбизи (Франция), Талландом (США) и другими, показали, что корса­ковский синдром наблюдается и при травмах, ин­фекциях, интоксикациях, опухолях, инсультах. В этих случаях повреждение локализуется в определен­ных областях мозга, составляющих так называемую лимбическую систему. К общим амнезиям относятся также прогрессирующие амнезии, обусловленные со­судистыми заболеваниями мозга и его атрофией. К их числу относятся нарушения памяти при болезни Альцгеймера, а также старческие расстройства па­мяти, связанные с атеросклерозом.[1]

Для прогрессирующих амнезий характерно по­степенное нарастание симптомов. Вначале наруше­ния памяти сказываются лишь на фоне глубокого утомления и выражаются в забывании малознача­щих событий, новых имен, дат. Со временем они становятся более значительными и бросаются в гла­за благодаря повторению одних и тех же вопросов, рассказов. Длительные наблюдения за развитием про­грессирующих амнезий выявили определенную последовательность в нарастании их симптомов. Оказалось, что вначале нарушается память о недав­нем прошлом. Затем теряется способность локали­зации событий во времени: давно прошедшие собы­тия кажутся ближе к настоящему и наоборот. Потом существенно расстраивается память всех представ­лений, но еще сохраняется эмоциональная память, или память чувств, в частности симпатий и антипа­тий. Постепенно исчезает и эта память, но остается память привычек. Человек, комбинируя слова с представлениями, сохраняет еще свойственные ему привычки, движения, исчезновение которых гра­ничит с полным распадом личности.

К общим амнезиям относится также посттравматическая ретроградная амнезия, при которой выпадает память на события, предше­ствовавшие получению травмы. Иногда при пост­травматической амнезии выпадение памяти рас­пространяется и на последующий период выхода больного из бессознательного состояния. Такая форма посттравматической амнезии называется антероградной. По своему характеру она напоми­нает корсаковский синдром. Обе эти формы амне­зии со временем проходят, поэтому их называют преходящими. Преходящие амнезии наблюдаются не только после физической, но и после сильной моральной травмы. Описаны случаи возникнове­ния длительной амнезии после обмороков. Извест­ны случаи острой и подострой амнезии, возникаю­щей при различных заболеваниях (туберкулезе, раке, истощении после тяжелых инфекционных за­болеваний, воспалений, желтухе, при отравлениях мышьяком, свинцом и т.д.) После выздоровления память обычно восстанавливается. Врожденные формы амнезии нельзя рассматривать как расстрой­ство памяти, ибо при этом происходит не потеря памяти, а недостаточное ее развитие. Психическое недоразвитие у детей при легких его формах выяв­ляется обычно лишь в 7—10-летнем возрасте, а до этого многие родители не замечают отклонений в развитии детей, так как предъявляют к ним незна­чительные требования. Лишь в начале школьного обучения, когда выясняется, что ребенок не может удержать в памяти элементарных знаний, это при­влекает внимание родителей и педагогов и застав­ляет обратиться к врачу.

Причины психического недоразвития могут быть различными. Иногда они связаны с патологией беременности, с осложнениями после родов, с на­следственными нарушениями обмена веществ, с наличием так называемого резус-фактора у родителей и другими обстоятельствами. Одна из причин психического недоразвития детей — употребление матерями во время беременности алкоголя, нарко­тиков и табака. Алкоголизм отцов также оказывает огромное влияние на психическое развитие детей. При сравнительном анализе частоты неврологи­ческих и психических заболеваний было найдено, что у детей, имеющих отцов-алкоголиков, задерж­ки психического развития, дефекты речи и другие психические заболевания встречаются в 1,5—2 раза чаще, чем в нормальных семьях. Еще больший про­цент умственно отсталых детей встречается при алкоголизме матерей. Наряду с ослаблением памя­ти (амнезией) известны единичные случаи гиперам­незии, или избыточного воспоминания. Встречают­ся они чаще всего в патологии при лихорадочных состояниях, чрезмерном возбуждении. Описаны случаи, когда люди, находившиеся в критических ситуациях, в короткие мгновения воскрешали в па­мяти воспоминания почти всей жизни.
3. Методы улучшения и коррекции памяти.

Запоминание представляет собой очень слож­ный и одновременно слаженный ансамбль таких взаимодействий, в которые вовлечены разнообраз­ные молекулы передатчиков. Когда необходимо что-то вспомнить, происходит вызов «записанно­го» в разных точках нейронных сетей материала и «переписывание» его в один осмысленный сюжет. Исследователи считают, что память зависит от не­скольких систем мозга и включает межклеточные взаимодействия на разных уровнях. Поэтому про­цессы, связанные с запоминанием и воспроизведе­нием, управляемы и обладают избирательностью. Известно также, то лучше запоминаются эмоционально окрашенные собы­тия и факты, причем положительные эмоции вспо­минаются легче. Сегодня существует немало препа­ратов, стимулирующих активность нервных клеток и улучшающих память.

Дело в том, что человеческая память — весьма тонкая и хорошо отлаженная система, которая развивалась сотни миллионов лет и у здорового че­ловека работает в оптимальном режиме. Не стоит забывать, что в запасе у природы уже существуют раз­личные механизмы регуляции активности нервных клеток. А пока врачи рекомендуют использовать лишь мягкодействующие препараты, принимая их вместе с ежедневной дозой витаминов.

Существуют и другие способы коррекции памя­ти. Наиболее простой и доступный — полноценный сон и сбалансированное питание. Известно, что в большинстве случаев бедная белками и витаминами пища снижает возможность запоминания. Включе­ние в ежедневный рацион продуктов, богатых маг­нием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), способствует улучшению памяти.

А к чаю и кофе обыч­но прибегают во время напряженной умственной ра­боты, в частности, когда нужно что-то быстро запомнить, — и поступают совершенно правильно. Опытыдоказали, что алкалоиды, кофеин и теофиллин, кото­рые содержатся в чае и кофе, тормозят действие фосфодиэстеразы и тем самым препятствуют разруше­нию естественного источника клеточной энергии — циклического аденозинмонофосфата. При этом в мозге возрастает не только его уровень, но и уровень всех веществ-медиаторов, которые имеют прямое от­ношение к запоминанию информации: адренокортикотропного гормона, вазопрессина, ряда гормоновгипоталамуса, благоприятствующих созданию поло­жительных эмоций. Таким образом, возникает благо­приятный фон для восприятия, переработки, хране­ния и воспроизведения информации (извлечение ее из «кладовых памяти»). И все это делает одна чашка кофе или чая! Для науки и практики важно, какими способами и средствами можно увеличить емкость мозга и активизировать процессы запоминания.

Не меньший интерес вызывает и обратное явле­ние — есть же вещества, которые могут ослаблять память. Изучение этих веществ тоже имеет боль­шое практическое, главным образом профилакти­ческое значение.

Небезынтерес­на проблема, касающаяся памяти и курения. Первые сведения о курении табака содержатся в трудах древ­негреческого историка Геродота, который сообщает, что скифы вдыхали дым специально сжигаемых для этого растений.

Для нас, в частности, особый интерес представляет влияние курения на умственную деятельность. Взгляды самих курильщи­ков очень противоречивы и, естественно, весьма субъективны. Однако лабораторные исследования предлагают нам объективные данные. Например, был проведен эксперимент с курящими и некурящи­ми студентами. Сравнение результатов эксперимен­та с данными контрольных опытов показывает, что у студентов, которые курили всего один день, показа­тели различных видов умственной деятельности сни­зились: в обучении— на 4,42 процента, в точности зачеркивания букв, включенных в эксперимент, — на 7,09, в скорости зачеркивания тех же букв — на 1,02», в точности оперирования цифрами— на 5,55, в запоминании —на 5,07 процента. Большинство курильщи­ков утверждают, что курение благоприятно сказывается на их умственной работе. Эта субъективная оцен­ка обязана механизму действия никотина. Первона­чально в малых дозах он расширяет кровеносные со­суды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, но все это длится недолго. В больших дозах и при продолжи­тельном употреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составных частей та­бачного дыма умственная де­ятельность постепенно ослабевает. У большинствакурильщиков наступает ослабление памяти. Резуль­таты исследований с помощью так называемого реоэнцефалографического метода показали, что под вли­янием курения табака ухудшается кровообращение мозга. Но не только никотин мешает нам подчас вспомнить что-нибудь, даже элементарно простое.

Замечено, что алкоголики часто жалуются на забыв­чивость. Они прекрасно осознают, что память у них слабеет, она уже не та, какой была прежде. Присту­пы забывчивости учащают­ся, вместе с другими одновременно происходящими в организме изменениями формируется облик алко­голика. Учеными установлено, что под удар алкого­ля попадает главным образом кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давно произошедшие события, но столь же легко забывают то, что случилось вчера.

Обобщив сведения о памяти и принципах ее функционирования, можно сформулировать основные принципы качественной работы памяти. Пользуясь ими в повседневной жизни, можно улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации действий.

1. Пауза.Использование в повседневной жизни принципа паузы дает время оценить обстановкуи подумать. Память определяется в основном стратегией мышления. Пауза снижает ве­роятность поспешных действий, таким образом зас­тавляя нас сосредоточить внимание на нужном пред­мете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам и является необходимым условием для наблюдения.

2. Расслабление позволяет подавить беспокой­ство, которое препятствует концентрации внима­ния и блокирует механизмы памяти. Это полезное, оздоровительное упражнение для мозга позволит вам снять напряжение. Тогда вы запишете инфор­мацию более точно и извлечете ее из памяти без усилий. Если вы нервничаете или расстраиваетесь из-за того, что не можете вспомнить что-то важное, успокойтесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и дайте себе время подумать. Попытай­тесь прибегнуть к наблюдению: осмотритесь по сторонам; определите для себя то, что необходи­мо сделать.

3. Осознание — это ключ к избирательному вни­манию и наблюдению. Пер­вое и самое главное — сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс записи информа­ции, постараться воспринимать окружающую дей­ствительность, как это делают дети, и тогда поймете, сколько нужных вещей не замечали раньше. Задерживая мысленный взор на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках, не только будете лучше запоминать людей, места, маршруты и важные дела, но и лучше оценивать свое окружение. Золотое правило обработки информации: вы­бирать, концентрировать и анализировать.

4. Ассоциация образов — это существенный прин­цип, используемый всеми, кто не помнит местона­хождения различных предметов: очков на столе, ключей рядом с телефоном, машины на стоянке.
Прибегая к образной ассоциации во многих местах контекста, человек значительно увеличивает количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Личные комментарии способствуют эмоцио­нальному и интеллектуальному вовлечению в про­цесс записи информации и помогают оставить яр­кий след в памяти.

5.Организация материала с помощью категории имеет отношение к способу хранения информации. Во время записи и извлечения информации следует использовать категории или основные тематические разделы памяти, которые облегчают поиск специфи­ческих воспоминаний. Например, любой предмет искусства может классифицироваться по несколькимосновным (материал, цвет, размер) и второстепен­ным (декоративность, цена) признакам. Если заносить подлежащую хранению информацию в опре­деленную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти.

7.Просмотр и использование материала обес­печивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, мы принимаем активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Чем чаще пользоваться ин­формацией, тем легче извлекать ее из памяти.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 256 с.

2. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. – 355 с.

3. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: Изд-во МГУ, 1975.

4. Немов Р.С. «Психология»: Уч. пособие для ст. ВУЗов: В 3 кн. – 4-е изд -М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2000 – Кн. 1. Общ. Основы.

5. Польской А.Е. Как улучшить свою память. – Минск: Харвест, 2002. – 334 с.

6. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 448 с.

0.2.2. Программы коррекции мнестических нарушений у детей Поскольку одним из наиболее часто встречаемых расстройств у не­успевающих школьников являются нарушения памяти, большой ин­терес представляют коррекционные методики Симерницкой Э. Г. (1995) и Микадзе Ю. В., Корсаковой Н. К. (1994). В них так же, как и в выше рассмотренном подходе, реализуется идея развития слабого звена в функциональной системе памяти при опоре на сильные звенья. В методике «Лурия-90» Э. Г. Симерницкой сделан акцент на обу­чении новым способам анализа и обработки информации, способ­ствующим облегчению мнестической деятельности. Данная методи­ка построена на разнообразных методических приемах: ассоциации, «образные крючки», графические импровизации, цифро-буквенные коды, изменения модальности и др. Ребенок в процессе коррекции может выбрать те приемы и способы, которые наиболее соответству­ют особенностям его психической деятельности и успешно обеспечи­вают положительный результат. Овладение такими эмоционально- образными мнемотехниками, происходящими в процессе игровой деятельности, повышает продуктивность запоминания речевой и сим­волической информации. Анализ результатов коррекционной работы показал, что данные методические приемы оказывают положительное влияние на динамику различных видов психической деятельности. Недостатком данной методики является то, что ребенок приспосабливается к своему дефекту, а развитие слабого звена не контролируется. Методика «Диакор» (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.) позволяет по характеру нарушения памяти выявить преимущественную заинте­ресованность различных мозговых структур. Нейропсихологические профили при топической оценке изменений в психической сфере но­сят разнообразный характер, что свидетельствует о том, что в основе нарушения памяти у детей с различными видами неуспеваемости (иррегулярность психического развития и минимальные мозговые дис­функции) лежат различные механизмы. В связи с этим предложены различные коррекционные приемы. В случае иррегулярности психи­ческого развития применяется набор коррекционных методик, ори­ентированных впрямую на расширение восприятия и запоминания материала. При минимальных мозговых дисфункциях данный метод позволяет вводить коррекционные методики в обход, с опорой на оп­тимально развитые сферы. 20.2.3. Коррекционно-развивающая программа А. В. Семенович Второе направление коррекционно-развивающей работы связано с идеей «замещающего онтогенеза» (Семенович А. В., 2003) и нацеле­но на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций. В нем используются методы моторной коррекции или телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербаль­ных компонентов общения. Также в нем применяются и собственно ког­нитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Обе группы методов приме­няются в едином комплексе, с их последующей интеграцией и с уче­том взаимодополняющего влияния. Автор предполагает, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как сенсомотор­ный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют мозговой метаболизм и являются триггерным механизмом восстановления взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельнос­ти. Развитие базальных функций праксиса, гнозиса, памяти, а так­же процессов саморегуляции создает базовые предпосылки для пол­ноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями и волевой регуляции психической деятельности. В методике «замещающего онтогенеза» используются адаптирован­ные к детскому возрасту приемы основных телесно-ориентированных техник. Методика представляет собой трехуровневую систему: первый уровень: «Уровень активации, энергосбережения и статокинестетического баланса психических процессов»; второй уровень: «Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром»; третий уровень: «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов». Данные уровни выделяются на основании представления об опре­деленных этапах в развитии психической деятельности человека, в том числе его телесности. Методы, разработанные для первого уровня, на­правлены на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; для второго уровня — задних и премоторных отделов правого и левого полушарий и улучшения их взаимодействия; для тре­тьего уровня — на формирование функций передних (префронтальных) отделов мозга. В коррекционной работе должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Несмотря на ряд различий, оба подхода коррекционно-развивающего обучения комплементарны. этапы коррекционной работы – предыдущая | следующая – программа Семаго Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Читать далее: http://vprosvet.ru/biblioteka/korrekciya-pamyati/
Центр психологической помощи Просвет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: