Статус смешанной дисциплины

Для исследования проблемы взаимоотношений книговедения со смежными науками прежде всего необходимо определить статус смежной дисциплины, т. е. ответить на вопрос: какие дисциплины считать смежнымии по какому или каким критериям.Практик на уровне прагматического здравого смысла смежныминазовет такие научные дисциплины, знания в области которых ему необходимы для рационального и эффективного осуществления того или иного вида практическойдеятельности в книгоиздательском, книготорговом, библиотечном, библиографическом деле.

Сегодня самыми актуальными смежными с книговедением знаниями являются экономические, организационно-управленческие, компьютерные, юридические и др. Тем более чтокнижная торговля, библиотечное и библиографическое дело никогда не готовили для себя экономистов, юристов, организаторов производства, а всегда использовали для осуществления этих видов деятельностиспециалистов, подготовленных в соответствующих учебных заведениях. Замена специалиста-книговеда спецалистом-экономистом, управленцем, юристом, литературоведом, лингвистом, компьютерщиком, рекламистом, ПР-менеджером, социологом, психологом эффективность книжного дела не повысит.

Профессионально формироватьи поддерживать издательский репертуар,книготорговый ассортимент и библиотечный фонд, редактировать т. е. организовывать произведение в книжное издание того или иного вида и типа, библиографировать и систематизировать издания, организовывать формированиеассортимента, вести ассортиментный мониторинг, готовить библиографические пособия и осуществлять библиографический мониторинг, продуцировать адекватные «книге» рекламные сообщения не сможет и не должен ни один из названных выше специалистов. В противном случае он будет заниматься не своим делом.

Одностороннее представление о книге, т. е. неправомернаяабсолютизация операционального определения «книга — товар» на деле приведет к тому, что книговед-издатель-редактор, организатор книжной торговли, библиограф, библиотековед как специалисты могут исчезнуть, а издательское дело и книжная торговля превратятся в «производство и продажу товара особого рода», что принципиально противоречит информационной, коммуникационной, культурологической сущности книги.

Для книговеда-теоретика объективнонеобходимое разнообразие видов деятельности в книжном деле как подсистеме культуры, равно как и в любом другом (кино, театр, спорт, сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, полиграфия и т. д.), порождает методологическую проблему междисциплинарного взаимодействиясмежных наук, проблему рациональной ассимиляции «чужого знания» в структуре книговедения.

Для книговеда-теоретика смежными являются дисциплины, частично совпадающие с книговедением в объекте и отличающиеся от него своим предметом.

Каждаянаука моделирует объект из всей совокупности явлений объектной области, которые полагает, «законными» для себя.

В объектной области смешенных дисциплин оказываются не столько явления книги, сколько явления литературные, лингвистические, социологические, психологические, экономические, педагогические, рекламоведческие и т. д., из которых эти науки моделируют свой объект. Но в каких-то конкретных исследованиях отдельные явления книги и книжного дела попадают в их объектную область в«снятом»виде, и создается впечатление, что эти дисциплины тоже исследуют книгу и потому являются книговедческими.

Подобный парадокс впечатления характерен не только для книговедения-некниговедения. Современный писатель Марк Харитонов вспоминает разговор двух университетских коллег-профессоров, один из которых говорит: «Вчера на ночь взял читать“Анну Каренину”. Какая прелесть! …Все предлоги с наречиями написанывместе!...»[235]. Очевидно, что говоривший был не литературоведом, а лингвистом, потому что литературоведа наверняка восхитило бы в романе нечто другое, относящееся к «Анне Карениной» как к роману, а не как кграмматическому конструкту.

На самом деле каждая из смешных дисциплин в своем предмете по отношению к книге получает литературоведческое, лингвистическое, социологическое, экономическое, психологическое, педагогическое, рекламоведческое знание о книге, выраженное средствами соответствующей категориально-понятийной системы.Но это не книговедческое знание.

Механизм взаимодействия книговедения со смежными дисциплинами заключается в том, что книговедениев свою объектную область «забирает чужое готовое знание» и моделирует свойобъект, расширяя его осмыслением и интерпретацией в своем предмете этого «чужого знания», углубляя собственное знание о книге. Напрямую, без «переваривания» в своем предмете, воспользоваться«чужим» знанием никак невозможно, разве что механически подменяя книговедческое знание некниговедческим. Сегодня в практике книжного дела и в практике вузовской подготовки специалистов для книжного дела так и происходит. Абсолютизация тезиса о том, что «сегодня нужны предприниматели», специалисты, умеющие зарабатывать деньги, переориентирует в наборе учебных дисциплин подготовку книговедов-специалистов книжного дела на подготовку экономистов, предпринимателей, логистиков и др., чтоне идет на пользу ни фундаментальной профессиональной подготовке специалистов-книговедов, для которых знания в этих областях будут смежными, ни фундаментальной профессиональной подготовке экономистов-предпринимателей, для которых книговедческие дисциплины будут смежными. Для тех и других специалистов смежные дисциплины должны сопровождать базовые дисциплины специальности — либо книговедческой, либо экономической.

Для решение проблемной ситуации необходимости науковедчески корректно обосновать набор собственно книговедческих дисциплин и оптимальный набор смежных для книговедаспециалиста дела (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического) и наоборот: набор собственно экономических, организационно-управленческих дисциплин и смежных с ними книговедческих дисциплин для экономиста или управленца книжного дела.

Уровни организации объекта книговедения и соответствующие им уровни организации книговедческого знания, а следовательно, и уровни содержания знания (общекниговедческое, специально-книговедческое, частнодисциплинарное) предопределяют и набор смежных дисциплин.

На уровне общего книговедения этофилософия и теория познания, общая теория информации, теория социальной и массовой коммуникации, семиотика, общее языкознание, общее литературоведение, эстетика, общее музыковедение, история и теория культуры, общая теория систем и системных исследований, науковедение. Сущность исследуемых ими явлений детерминирует сущность книги, а также содержание и структуру книговедческого знания.

В системе специально-книговедческого знания объективно выделяются книгоиздательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое знания, теоретически отражающие наиболее общие формы книги и соответствующие способы их существования: книгоиздательский репертуар — книгоиздательское дело; книготорговый ассортимент — книготорговое дело; библиотечный фонд — библиотечное дело; библиографическая информация — библиографическое дело.

На этом уровне организации объекта книговедения и книговедческого знания каждая специально-книговедческая область знания (книгоиздательская, книготорговая, библиотечная, библиографическая) взаимодействует со смежными дисциплинами. Для теоретического обоснования каждого вида деятельности она в своих границах определяет рациональный набор смежных дисциплин и готовое знание переосмысляет в своем предмете, выражая уже интегральное знание в своих категориях и понятиях.

Так, «ассортимент» как понятие длякниговедческого обозначения наиболее общей формы книги в книжной торговле в экономической коммерческой терминологии превращается в «товарные запасы» и измеряется в количестве названий,днях, рублях, а не в типологических понятиях видов литературы и отраслевых массивов, видов и типов изданий. Хотя в реальной действительности и книговедческая и экономическаякниготорговая деятельность направлена на одно и то же явление — книжное издание.

Отсутствующая в теоретически разработанном виде экономика книжного деласуществует пока в форме экономики и организации издательского дела, экономики и организации книжной торговли, экономики и организации библиотечного дела, экономики и организации библиографического дела и научно-информационной деятельности. Исследования в их предмете ведутся либо с целью обеспечения учебных курсов по соответствующим специальностям, либо с целью решения практических задач по совершенствованию организационно-экономической деятельности в соответствующих областях книжного дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: