1. Под моделью понимается процесс психологического консультирования, имеющий свои отличительные особенности.
Критериями отграничения одной модели консультирования от другой являются следующие факторы:
• характер жалобы (проблемы) клиента;
• цели данного консультирования: долгосрочные, глобальные, направленные на изменение структуры личности клиента, или краткосрочные, ситуативные, ориентированные на принятие конкретных решений;
• этапы работы консультанта в процессе консультирования и расставляемые им акценты на каждом из этапов; методы, используемые консультантом в психологической работе; уровни личности и насколько глубоко они затрагиваются в процессе консультирования.
В зависимости от того, с каким личностным уровнем клиента приходится работать консультанту, выделяются следующие модели психологического консультирования:
• консультационная модель;
• психотерапевтическая модель.
2. Консультационная модель психологического консультирования имеет следующие характерные особенности:
|
|
• носит характер информативности, когда необходимо помочь клиенту с выбором образования, профессии, конкретного места работы и т. п., то есть когда клиент нуждается в получении определенной информации;
• не требует исследования и проработки глубинных, подсознательных слоев личности, хотя может затрагивать систему мотивации и установок личности клиента, в том числе и не вполне им осознаваемых;
• от клиента требуется некоторый уровень способности к осознанию; целью является принятие конкретного решения по конкретному вопросу, с которым обратился к консультанту клиент;
• короткий временной промежуток консультирования (до 2— 3 встреч).
Консультационная модель консультирования включает в себя следующие этапы работы:
• установление взаимоотношений доверия между консультантом и клиентом;
• формулировка и проработка консультантом проблемы, с которой обратился клиент, оценивание того, насколько адекватен запрос клиента той модели, которую собирается применить консультант;
• заключение динамического контракта между консультантом и клиентом;
• обсуждение и анализ проблемы на основе беседы, сбора данных, изучения истории клиента, проведение тестирования, анкетирования, использование опросников;
• анализ результатов тестирования и общая оценка клиента;
• изучение клиентом информации о профессии, учебе и др.;
• обсуждение и анализ данных тестирования клиента и информации о профессиях, учебе, учебных заведениях и т. п., полученных клиентом;
• постановка целей: совместная с клиентом разработка плана действий, основанного на полученных в ходе тестирования и информирования клиента сведениях;
|
|
• совместное с клиентом обсуждение действий, необходимых для выполнения намеченного плана;
• проведение уточняющих процедур, предполагающих либо повторное тестирование с целью проработки выявленных в ходе планирования проблем, либо изменение целей, плана действий и проработка нового плана.
3. Психотерапевтическая модель психологического консультирования имеет следующие отличительные особенности:
• большая по сравнению с консультативной моделью эмоциональная составляющая и более пристальное внимание консультанта к чувствам, эмоциям, ощущениям клиента;
• меньшая четкость, ясность, логичность и структурированность процесса;
• большое разнообразие проблем и индивидуальностей клиентов;
• меньшая жесткость в следовании техническим этапам консультирования;
• отсутствие или минимизация информативной составляющей;
• ориентация на проработку глубинных слоев психики, неосознаваемых проблем и конфликтов клиента и на относительную структурную перестройку личности в целом;
• более длительный процесс консультирования (от 5 и более встреч);
• целью является не решение конкретной проблемы, а личностный рост самого клиента.
Психотерапевтическая модель психологического консультирования имеет следующие этапы работы:
• индивидуальная внутренняя работа клиента по осознанию наличия у него некоторой проблемы или симптома и оснований для обращения за помощью;
• установление взаимоотношений между клиентом и консультантом на основе доверия, обеспечение консультантом безопасности в пространстве консультирования;
• первичное выражение чувств, понимание клиентом собственного состояния, начальная проработка проблемы, прояснение консультантом запроса;
• анализ консультантом проблем и чувств клиента и определение их глубины;
• структурирование консультативного пространства, заключение динамического контракта;
• выражение клиентом глубоких, ранее подавленных чувств, эмоций и т. п., работа с символическими образами, метафорами клиента, отражающими суть проблемы и помогающими консультанту и самому клиенту понять и прожить ее. Прохождение этого этапа зависит от того, какие цели ставит психотерапия и какие уровни бессознательного прорабатываются);
• проработка чувств;
• движение клиента к инсайту, постановка целей, разработка действий по разрешению проблемы;
• ассимиляция опыта, работа по осуществлению целей или при необходимости коррекции плана действий или поставленных целей, завершение взаимоотношений.
Консультант должен понимать необходимость использования психотерапевтической модели консультирования и осознавать всю меру ответственности за состояние клиента, а также за результат консультирования, знать ресурсные возможности клиента для структурной перестройки личности, а также понимать потребности клиента в этом.