1. Под групповым психологическим консультированием понимается терапевтическое взаимодействие между консультантом (несколькими консультантами) и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. Критерии отбора участников в одну группу зависят от консультативных и терапевтических целей и задач в конкретной группе.
Специфика групповой работы рассматривается через следующие составляющие:
• критерии объединения участников в группу;
• пространственно-временные и организационные особенности проведения групповой работы;
• место и роль консультанта в группе;
• формы применения группового консультирования.
Критериями объединения участников в группу могут быть:
• сходство категорий проблем участников группы, когда группу составляют участники со сходными проблемами или диагнозами;
• разнообразие в проблематике членов группы, предполагающее нахождение в одной группе участников с противоположными проблемами и затруднениями;
• однородность общих характеристик членов группы: пол, возраст, образование, черты личности, проявления в поведении и т. п.;
• разнородность в составе группы, предполагающая продуманное разнообразие типов личности, включающее в себя наличие таких типов, как тревожный, прямолинейный, агрессивный, эмоционально-стильный, зрелый, депрессивный и др.;
• постепенное формирование группы, то есть подбор конкретных участников для конкретной группы с учетом целей, задач и групповой динамики в данной группе, предполагающий, что изначально группу составляют 2—3 участника, а затем в соответствии с их потребностями подбираются остальные члены группы;
• ролевые вакансии в группе, то есть включение участника в ту или иную группу определяется тем, какие роли в данной группе не присутствуют и соответствует ли типичное поведение предполагаемого участника потребностям группы.
Выделяют следующие типичные ролевые позиции (роли) участников группы:
- родительские фигуры (строгий родитель, опекающий родитель и т. п.);
- сексуальный объект;
- эмпатичный человек, "жилетка", все понимающий;
- "подросток", "хулиган", аутсайдер и т. п.;
- "бабник", "роковая женщина" и т. п.;
- третейский судья, блюститель справедливости и т. п.;
- "сноб", "VIP-участник";
- "ученый-эрудит", "профессор", "умник".
2. Существуют следующие пространственно-временные и организационные особенности проведения групповой работы:
- минимальное количество участников, необходимое для успешной работы, - не менее 3—4 человек;
- максимальное количество участников группы — 10—12 человек;
- оптимальное количество участников группы — 8 человек, так как это позволяет:
= делить участников на мини-группы для осуществления каких-либо специальных групповых техник и упражнений;
= обеспечивает достаточное разнообразие ролей внутри группы;
= позволяет консультанту осуществлять эффективное руководство в группе и двигать группу в нужном для достижения поставленных целей направлении;
= позволяет каждому участнику проявить себя с временной точки зрения, то есть каждому хватит времени для проработки своих проблем, высказываний, откликов и т. п.;
• пространственно-временные и организационные характеристики, включающие в себя:
- место для участников и обстановку в помещении. Необходимо создание физических условия, для того чтобы каждый участник;
= чувствовал себя комфортно и безопасно;
= мог слышать и видеть других участников и руководители группы;
= сам мог выбрать себе место;
= предпочтительной фигурой пространственной организации является круг, а также отсутствие столов между участниками;
- продолжительность сеансов и перерывов между ними, включающие следующие аспекты:
= зависимость частоты и длительности сеансов от теоретической ориентации консультанта и конкретных целей консультирования;
= зависимость продолжительности группового сеанса от частоты встреч в неделю: чем больше встреч (2—3 раза в неделю), тем менее продолжительными они должны быть (не более 1 часа), и, наоборот, при редких (1 раз в неделю) встречах продолжительность группового сеанса возрастает (1,5-2 часа);
= при ориентации групповой работы на глубинные слои личности и проработке глубоких внутриличностных затруднений и бессознательных аспектов сеансы следует проводить 3 раза в неделю по 1 часу, так как это позволяет сохранять эмоциональную вовлеченность и интенсивность межличностных взаимодействий участников группы;
- степень проницаемости группы для новых участников, на основе которой выделяются следующие типы групп:
= открытая группа, когда границы проникновения в группу прозрачны и участники могут приходить в группу и покидать ее по определенным причинам (достижение личных целей, решение не посещать более группу, невозможность посещения группы из-за внешних причин и т. п.);
= закрытая группа, когда состав, образованный в начале группы, остается на протяжении всего ее существования и новые участники не могут попасть в данную группу.
Выделяют следующие формы применения группового консультирования:
• групповые методы как дополнительный метод воздействия при акценте на индивидуальную работу с каждым клиентом;
• групповые методы как основные методы терапевтического воздействия, а индивидуальные консультации выступают как вспомогательные методы работы;
• комбинирование методов.
3. Место и роль консультанта в групповом консультировании очень разноплановы и определяются следующими факторами:
• теоретической ориентацией консультанта:
- в психоаналитических группах консультант занимает четкую структурированную позицию и осуществляет четкое руководство, направляя процесс работы группы, предлагая темы для осуждения и т. п.;
- в клиент-центрированных и экзистенциальных группах консультант минимально вмешивается в работу группы, оставляя ей право выбора основных моментов и лишь используя некоторые техники воздействия, упражнения и минимальное руководство;
- целями и задачами конкретной группы, а также глубинной прорабатываемых проблем;
• составом групп:
- группы, ориентированные на формирование определенных навыков (социально-психологические тренинга), часто имеют жесткую структуру и план работы, в связи с этим консультанту отводится роль руководителя группы, осуществляющего жесткое и структурированное руководство;
- группы, цель которых — работа по глубинной перестройке личности, чаще имеют более гибкую структуру и ориентированы на выражение и проработку различных чувств, а задача консультант — подведение участников к достижению инсайта и катарсиса, а эти процессы довольно сложно жестко структурировать.
Консультант как руководитель группы, независимо от того, насколько структурированно и жестко он осуществляет руководство, выполняет следующие функции:
• постановка проблемы, когда руководитель группы прямыми или косвенными способами формулирует тему беседы, сессий, всего процесса работы;
• сдерживание, когда руководитель, используя различные методы и техники, выдерживает баланс активности участников, продвигая к работе или высказыванию одних и сдерживая излишнюю активность других участников;
• проверка настроений, то есть выяснение баланса мнений в группе относительно того или иного вопроса, действия и т. п.;
• разработка идей, когда высказанные участниками группы идеи и мнения дорабатываются, углубляются консультантом, что подводит участников к более глубокому осмыслению выдвинутой идеи, высказывания или темы;
• ограничение, то есть напоминание группе об ограничениях в работе (временные, этические и иные ограничения);
• активизация, повышение мотивации участников группы на работу и прорабатывайте своих проблем и поставленных задач, а также общая активизация группы;
• обслуживание группы, то есть выполнение административных, организационных и хозяйственных обязанностей;
• содержательное участие, то есть принятие наряду с руководящей позицией позиции равного участника группы в момент обсуждения различных тем и вопросов;
• ускорение прогресса группы и применение для этой цели следующих средств воздействия:
- инициатива, когда руководитель предлагает новые идеи для обсуждения на основе "внутренних" смыслов высказываний участников группы;
- поправки, то есть внесение корректировок в обсуждение темы; поддержка, осуществляемая с целью принятия той или иной продуктивной идеи, выдвинутой кем-то из участников, всей группой;
- сопротивление, оказание влияния на группу с целью отклонения или оспаривания той или иной непродуктивной идеи; обобщение, объяснение или прояснение содержания идеи, демонстрация контрастности или схожести идей, то есть аналитическая деятельность;
- вопросы, которые может задавать консультант с целью прояснения ситуации или проблемы, а также направления обсуждения в нужное русло;
- отвлечение, когда руководитель закрывает обсуждение той или иной темы различными способами — прямыми или косвенными замечаниями, шуткой и т. п.;
-контроль, когда руководитель ограничивает активность одних и повышает и развивает активность других участников группы;
- информация, то есть предоставление группе информации различного рода.