1. В работе с жизненными стилями и сценариями клиента консультант преследует две цели — исследование и коррекцию индивидуального стиля жизни и сценария, в соответствии с которыми консультативный процесс может носить характер исследовательской или коррекционной работы:
• поиск и исследование жизненного стиля и сценария клиента, изучение его особенностей, обстановки, в которой происходило его формирование, а также изучение и анализ влияния жизненного стиля и сценария личности на проблематику и затруднения, с которыми обратился клиент;
• коррекция, терапевтическое воздействие на клиента с целью изменить привычный жизненный стиль и сценарий.
2. В коррекционной работе с жизненным стилем или сценарием личности существуют свои правила и особенности. Терапевтическое, коррекционное воздействие на клиента с целью изменения его индивидуального стиля жизни или сценария предполагает следующие практические шаги:
• осознание клиентом своего жизненного стиля и сценария и их конструктивного и деструктивного влияния на нынешнюю жизнь клиента и проблемы, с которыми он обратился к консультанту;
|
|
• проживание определенных моментов и событий из прошлого, способствовавших формированию стиля жизни;
• выработку адекватных замен или коррекцию существующих сценарных и стилевых особенностей поведения и функционирования клиента;
• обучение более адаптивным и гибким формам взаимодействия, которые могли бы позволить клиенту быть более конгруэнтным и уметь адекватно использовать свой жизненный стиль и сценарий.
3. Существует множество методов исследования жизненного стиля и сценария личности.
Можно выделить следующие методы исследования:
• метод первичного интервью, включающий в себя сбор информации о следующих сферах жизни клиента:
- локус жалобы клиента;
- состояние клиента в прошлом и настоящем;
- сфера профессиональной деятельности;
- информация о родителях: характер, привычки, отношения клиента с родителями;
- наличие братьев, сестер, порядок рождения клиента, его отношения с ними;
- характер воспитания клиента, приоритеты родителей по отношению ко всем детям семьи;
- болезни клиента в детстве, отношение клиента к этим болезням, какие болезни были в роду клиента;
- отношения клиента с противоположным полом в детстве;
- страхи, ранние воспоминания, мечты, желания клиента в детстве;
• анализ поведенческих установок и паттернов клиента, демонстрируемых им в группе или на индивидуальной консультации в процессе взаимодействия с консультантом;
• анализ типа взаимодействия и способов построения клиентом отношений с окружающим людьми на примере его реальной жизни;
|
|
• метод ассоциаций, предполагающий работу с определенными ассоциациями нынешней проблематики клиента и его прошлого опыта и влияния на него окружения;
• изучение и анализ семейного сценария, семейных стереотипов и мифов;
• изучение и анализ особенностей культуры и субкультуры, к которым принадлежит клиент;
• проективные методы работы — рисование семьи, детства и т. п.;
• анализ переноса клиента;
• психодраматический подход, позволяющий пронаблюдать и проанализировать стереотипы и поведенческие установки клиента в реальном (групповая психодраматическая сессия) или виртуальном (методика горячего стула, использование психодраматических техник в пространстве индивидуального консультирования) взаимодействии с другими людьми;
• анализ сновидений, фантазий, грез и т. п.;
• метод анализа ранних детских воспоминаний, позволяющий исследовать и проанализировать основу, на которой был сформирован жизненный стиль и сценарий клиента.