Киносъемка при низкой освещенности

Глава 11

Современная кинотехника успешно преодолевает трудности, вызы­ваемые недостаточным освещением, и постепенно расширяет воз­можности выполнения киносъемок при низкой и очень низкой (поч­ти граничащей с темнотой) освещенности.

Последнее десятилетие ознаменовалось большим прогрессом в изготовлении высокочувствительных кинопленок. Ставшие уже обычными высокочувствительные черно-белые кинопленки облада­ют светочувствительностью 500 ед. ГОСТ. Это позволяет произво­дить киносъемку при освещенности всего около 20 лк, если свето­сила объектива 1:2, а экспозиция равна 1/50 с.

Так называемые сверхчувствительные кинопленки (например, кинопленка тип 29) имеют светочувствительность около 5000 ед. ГОСТ. Освещенность снимаемых объектов при тех же параметрах киносъемки должна быть всего 2 лк. Такая кинопленка дает воз­можность производить нормальную киносъемку в условиях глубо­ких сумерек. Общим недостатком всех сверхчувствительных кино­пленок является высокая зернистость эмульсионного слоя.

Достигнутая светочувствительность кинопленки еще недостаточ­на для киносъемок ночью при свете луны и звезд или в безлунную ночь при свете неба, а также в очень темных помещениях, в шах­тах или на большой глубине под водой, где освещенность составля­ет сотые или тысячные доли люкса. Для того чтобы стало возмож­ным производить киносъемку в любых условиях, встречающихся в природе, необходимо повысить чувствительность светоприемни-ка в десятки тысяч раз.

Решение проблемы киносъемок при очень низких уровнях осве­щенности возможно разными методами.

Одни методы основаны на полном использовании возможностей традиционных фотографических средств, таких, как увеличение све­точувствительности кинопленки способами гиперсенсибилизации и латенсификации или способами особой химико-фотографической обработки (активное проявление и усиление проявленного изобра­жения), а также повышением эффективности использования опти­ки и кинокамеры.

Другие методы используют возможности электронной оптики. Перспективность электронно-оптических методов усиления яркости изображения вытекает из того факта, что процесс преобразования света в фотоэлектроны в 100 раз более эффективен, чем аналогич­ный процесс преобразования фотонов в зерна серебра в светочувст­вительном слое кинопленки. Энергия фотоэлектронов может быть усилена во много тысяч раз.

Продленное проявление. Существенное повышение светочувст­вительности кинопленки может быть достигнуто путем увеличения продолжительности проявления в два, три и более раз. Пригодны большинство мелкозернистых выравнивающих проявителей, рабо­тающих медленно, как, например, проявитель Д-76. При длитель­ном проявлении повышается контраст нижнего участка характери­стической кривой кинопленки, но одновременно повышается и конт­раст всего негатива. Следовательно, этот метод можно использо­вать только в случаях, когда интервал яркостей объекта съемки небольшой. Повышение светочувствительности сопровождается уве­личением вуали и зернистости проявленного изображения.

Гиперсенсибилизация и латенсификация. Гиперсенсибилизаци­ей называют методы повышения светочувствительности кинопленки перед ее экспонированием, а латенсификацией — методы усиления скрытого изображения или увеличения его способности к проявле­нию после экспонирования, перед проявлением. Гиперсенсибилиза­цию и латенсификацию можно осуществить химическими или физи­ческими методами.

Гиперсенсибилизация купанием в щелочном растворе. Неэкспо­нированная кинопленка купается в 4%-ном растворе аммиака (уд. вес 0,88) или в 0,5%-ном водном растворе триэтаноламина в тече­ние 2 мин при температуре 13°С. После купания избыток раствора удаляется отжимом с помощью вискозной губки. Кинопленка как можно быстрее высушивается при нормальной комнатной темпе­ратуре. Лучший результат достигается, когда концентрация сенси­билизирующего вещества и время обработки вызывают двойное увеличение вуали.

Обработка при низкой температуре рекомендуется для того, чтобы уменьшить набухание эмульсионного слоя кинопленки и обеспечить быструю сушку.

Кинопленка, обработанная таким способом, должна быть ис­пользована как можно быстрее, так как ее светочувствительность быстро снижается и примерно через месяц пропадает совсем.

Латенсификация купанием. Повышение светочувствительности экспонированной кинопленки почти вдвое достигается путем обработки в течение 5 мин при температуре + 20°С в растворе следую­щего состава:

Вода 1 л

Метабисульфит калия 5 г

Сульфит натрия…….. 8,5 г

рН = 6,0

С кинопленки нужно удалить капли и быстро высушить ее при нормальной комнатной температуре. Когда кинопленка высушена, ее проявляют обычным способом. Плотность вуали после такой об­работки значительно выше и зерно крупнее.

Гиперсенсибилизация парами ртути. Ролик неэкспонированной кинопленки, завернутый в светонепроницаемую бумагу, намотан­ный на неметаллическую бобину, помещают в герметически закры­ваемый контейнер, в котором имеется капля ртути величиной с го­рошину. В качестве контейнера лучше использовать химический эк­сикатор с притертой крышкой.

Пары ртути проникают между витками кинопленки и воздейст­вуют на эмульсионный слой, вызывая повышение светочувствитель­ности (в зависимости от типа кинопленки)в полтора-два раза.

Однако этот способ весьма неустойчив и необходимы предвари­тельные пробы. Для разных типов кинопленки нужно определить оптимальное время обработки, температуру, влажность и т.д.

Пробные кусочки кинопленки помещают в эксикатор с ртутью ивынимают по одному через разные промежутки времени, напри­мер через 2, 4, 8, 16 или 32 ч. Температура может быть нормальная комнатная. С повышением температуры продолжительность обра­ботки сокращается. Пробные кусочки кинопленки подвергают сен­ситометрическим испытаниям и выбирают оптимальный режим про­ведения процесса гиперсенсибилизации данного типа кинопленки. Гиперсенсибилизированная парами ртути кинопленка должна быть использована по возможности быстрее, так как светочувстви­тельность ее быстро понижается, авуаль возрастает.

Латеисификация парами ртути. Этот процесс проводится так же, как и гиперсенсибилизация парами ртути, но уже после съемки. Так же необходимо путем проб определить режим, при котором до­стигается максимальное повышение светочувствительности кино­пленки.

Гиперсенсибилизация светом. Общая засветка неэкспонирован­ной кинопленки очень слабым светом в течение 20—30 мин, спо­собным вызвать оптическую плотность после проявления не более 0,2—0,3 над плотностью «химической» вуали эмульсии, может по­высить эффективную светочувствительность в полтора-два раза. При этом эффект такой предварительной длительной засветки очень слабым светом практически не зависит от спектрального со­става света. Однако предпочтительнее использовать длинноволно­вые лучи, так как они более глубоко проникают в эмульсионный слой. Увеличение светочувствительности тем больше, чем длитель­нее время воздействия слабого света.

Гиперсенсибилизация светом изменяет вид характеристической кривой, которая становится более пологой вследствие того, что эф­фект предварительной засветки проявляется только в области ма­лых экспозиций на нижнем участке. В средней части характеристи­ческой кривой (области правильных экспозиций) увеличение све­точувствительности не наблюдается.

Степень увеличения светочувствительности зависит от типа ки­нопленки. На более высокочувствительных кинопленках эффект ги­персенсибилизации меньше. Зернистость эмульсионного слоя при методе гиперсенсибилизации светом не изменяется.

Латеисификация светом. Повышение эффективной светочувст­вительности может быть получено также и после экспонирования кинопленки в кинокамере, если подвергнуть кинопленку латенсифи-кации светом. Общая засветка кинопленки слабым светом осущест­вляется так же, как и при гиперсенсибилизации светом, то есть в течение 20—30 мин — до получения плотности приблизительно 0,2— 0,3 над «химической» вуалью эмульсионного слоя.

Степень увеличения светочувствительности зависит от проявле­ния. При медленном проявлении эффект латенсификации светом меньше, чем при проявлении в энергичном быстро работающем про­явителе. Эффект латенсификации также больше, чем короче выдер­жки при съемке. Наибольшее увеличение светочувствительности получается при выдержках порядка тысячных долей секунды, ка­кие бывают при высокоскоростной киносъемке. Наоборот, если вы­держки длительные, как при цейтраферной съемке (более 1/25 с), эффект латенсификации незначителен, а при выдержках в несколь­ко секунд вовсе не наблюдается.

Усиление проявленного изображения. Проявленное фотографи­ческое изображение на кинопленке можно усилить химическим спо­собом.

При сильной недодержке максимальное усиление достигается с помощью хиноно-тиосульфатного усилителя следующего состава:

Раствор А

Вода дистиллированная (t = 21°С). 750 мл

Серная кислота концентрированная... 30 см3

Двухромовокислый калий.................. 22,5 г

Воды дистиллированной дополнить.. до 1 л


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: