Глава 11
Современная кинотехника успешно преодолевает трудности, вызываемые недостаточным освещением, и постепенно расширяет возможности выполнения киносъемок при низкой и очень низкой (почти граничащей с темнотой) освещенности.
Последнее десятилетие ознаменовалось большим прогрессом в изготовлении высокочувствительных кинопленок. Ставшие уже обычными высокочувствительные черно-белые кинопленки обладают светочувствительностью 500 ед. ГОСТ. Это позволяет производить киносъемку при освещенности всего около 20 лк, если светосила объектива 1:2, а экспозиция равна 1/50 с.
Так называемые сверхчувствительные кинопленки (например, кинопленка тип 29) имеют светочувствительность около 5000 ед. ГОСТ. Освещенность снимаемых объектов при тех же параметрах киносъемки должна быть всего 2 лк. Такая кинопленка дает возможность производить нормальную киносъемку в условиях глубоких сумерек. Общим недостатком всех сверхчувствительных кинопленок является высокая зернистость эмульсионного слоя.
|
|
Достигнутая светочувствительность кинопленки еще недостаточна для киносъемок ночью при свете луны и звезд или в безлунную ночь при свете неба, а также в очень темных помещениях, в шахтах или на большой глубине под водой, где освещенность составляет сотые или тысячные доли люкса. Для того чтобы стало возможным производить киносъемку в любых условиях, встречающихся в природе, необходимо повысить чувствительность светоприемни-ка в десятки тысяч раз.
Решение проблемы киносъемок при очень низких уровнях освещенности возможно разными методами.
Одни методы основаны на полном использовании возможностей традиционных фотографических средств, таких, как увеличение светочувствительности кинопленки способами гиперсенсибилизации и латенсификации или способами особой химико-фотографической обработки (активное проявление и усиление проявленного изображения), а также повышением эффективности использования оптики и кинокамеры.
Другие методы используют возможности электронной оптики. Перспективность электронно-оптических методов усиления яркости изображения вытекает из того факта, что процесс преобразования света в фотоэлектроны в 100 раз более эффективен, чем аналогичный процесс преобразования фотонов в зерна серебра в светочувствительном слое кинопленки. Энергия фотоэлектронов может быть усилена во много тысяч раз.
Продленное проявление. Существенное повышение светочувствительности кинопленки может быть достигнуто путем увеличения продолжительности проявления в два, три и более раз. Пригодны большинство мелкозернистых выравнивающих проявителей, работающих медленно, как, например, проявитель Д-76. При длительном проявлении повышается контраст нижнего участка характеристической кривой кинопленки, но одновременно повышается и контраст всего негатива. Следовательно, этот метод можно использовать только в случаях, когда интервал яркостей объекта съемки небольшой. Повышение светочувствительности сопровождается увеличением вуали и зернистости проявленного изображения.
|
|
Гиперсенсибилизация и латенсификация. Гиперсенсибилизацией называют методы повышения светочувствительности кинопленки перед ее экспонированием, а латенсификацией — методы усиления скрытого изображения или увеличения его способности к проявлению после экспонирования, перед проявлением. Гиперсенсибилизацию и латенсификацию можно осуществить химическими или физическими методами.
Гиперсенсибилизация купанием в щелочном растворе. Неэкспонированная кинопленка купается в 4%-ном растворе аммиака (уд. вес 0,88) или в 0,5%-ном водном растворе триэтаноламина в течение 2 мин при температуре 13°С. После купания избыток раствора удаляется отжимом с помощью вискозной губки. Кинопленка как можно быстрее высушивается при нормальной комнатной температуре. Лучший результат достигается, когда концентрация сенсибилизирующего вещества и время обработки вызывают двойное увеличение вуали.
Обработка при низкой температуре рекомендуется для того, чтобы уменьшить набухание эмульсионного слоя кинопленки и обеспечить быструю сушку.
Кинопленка, обработанная таким способом, должна быть использована как можно быстрее, так как ее светочувствительность быстро снижается и примерно через месяц пропадает совсем.
Латенсификация купанием. Повышение светочувствительности экспонированной кинопленки почти вдвое достигается путем обработки в течение 5 мин при температуре + 20°С в растворе следующего состава:
Вода 1 л
Метабисульфит калия 5 г
Сульфит натрия…….. 8,5 г
рН = 6,0
С кинопленки нужно удалить капли и быстро высушить ее при нормальной комнатной температуре. Когда кинопленка высушена, ее проявляют обычным способом. Плотность вуали после такой обработки значительно выше и зерно крупнее.
Гиперсенсибилизация парами ртути. Ролик неэкспонированной кинопленки, завернутый в светонепроницаемую бумагу, намотанный на неметаллическую бобину, помещают в герметически закрываемый контейнер, в котором имеется капля ртути величиной с горошину. В качестве контейнера лучше использовать химический эксикатор с притертой крышкой.
Пары ртути проникают между витками кинопленки и воздействуют на эмульсионный слой, вызывая повышение светочувствительности (в зависимости от типа кинопленки)в полтора-два раза.
Однако этот способ весьма неустойчив и необходимы предварительные пробы. Для разных типов кинопленки нужно определить оптимальное время обработки, температуру, влажность и т.д.
Пробные кусочки кинопленки помещают в эксикатор с ртутью ивынимают по одному через разные промежутки времени, например через 2, 4, 8, 16 или 32 ч. Температура может быть нормальная комнатная. С повышением температуры продолжительность обработки сокращается. Пробные кусочки кинопленки подвергают сенситометрическим испытаниям и выбирают оптимальный режим проведения процесса гиперсенсибилизации данного типа кинопленки. Гиперсенсибилизированная парами ртути кинопленка должна быть использована по возможности быстрее, так как светочувствительность ее быстро понижается, авуаль возрастает.
Латеисификация парами ртути. Этот процесс проводится так же, как и гиперсенсибилизация парами ртути, но уже после съемки. Так же необходимо путем проб определить режим, при котором достигается максимальное повышение светочувствительности кинопленки.
|
|
Гиперсенсибилизация светом. Общая засветка неэкспонированной кинопленки очень слабым светом в течение 20—30 мин, способным вызвать оптическую плотность после проявления не более 0,2—0,3 над плотностью «химической» вуали эмульсии, может повысить эффективную светочувствительность в полтора-два раза. При этом эффект такой предварительной длительной засветки очень слабым светом практически не зависит от спектрального состава света. Однако предпочтительнее использовать длинноволновые лучи, так как они более глубоко проникают в эмульсионный слой. Увеличение светочувствительности тем больше, чем длительнее время воздействия слабого света.
Гиперсенсибилизация светом изменяет вид характеристической кривой, которая становится более пологой вследствие того, что эффект предварительной засветки проявляется только в области малых экспозиций на нижнем участке. В средней части характеристической кривой (области правильных экспозиций) увеличение светочувствительности не наблюдается.
Степень увеличения светочувствительности зависит от типа кинопленки. На более высокочувствительных кинопленках эффект гиперсенсибилизации меньше. Зернистость эмульсионного слоя при методе гиперсенсибилизации светом не изменяется.
Латеисификация светом. Повышение эффективной светочувствительности может быть получено также и после экспонирования кинопленки в кинокамере, если подвергнуть кинопленку латенсифи-кации светом. Общая засветка кинопленки слабым светом осуществляется так же, как и при гиперсенсибилизации светом, то есть в течение 20—30 мин — до получения плотности приблизительно 0,2— 0,3 над «химической» вуалью эмульсионного слоя.
Степень увеличения светочувствительности зависит от проявления. При медленном проявлении эффект латенсификации светом меньше, чем при проявлении в энергичном быстро работающем проявителе. Эффект латенсификации также больше, чем короче выдержки при съемке. Наибольшее увеличение светочувствительности получается при выдержках порядка тысячных долей секунды, какие бывают при высокоскоростной киносъемке. Наоборот, если выдержки длительные, как при цейтраферной съемке (более 1/25 с), эффект латенсификации незначителен, а при выдержках в несколько секунд вовсе не наблюдается.
|
|
Усиление проявленного изображения. Проявленное фотографическое изображение на кинопленке можно усилить химическим способом.
При сильной недодержке максимальное усиление достигается с помощью хиноно-тиосульфатного усилителя следующего состава:
Раствор А
Вода дистиллированная (t = 21°С). 750 мл
Серная кислота концентрированная... 30 см3
Двухромовокислый калий.................. 22,5 г
Воды дистиллированной дополнить.. до 1 л