В программе принимают участие прежде всего лидеры управления, руководящие кадры, обладающие стратегическим мышлением, современными профессиональными знаниями в области управления и способные принимать творческие неординарные решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации. Именно они своим инновационным поведением, способностями творчески мыслить создают в местных сообществах атмосферу инновационной активности и инновационной деятельности, о чем подробнее будет сказано ниже.
Консерватизм мышления, отторжение неординарных идей, предложений, особенно в сфере управления, - это тот груз прошлого, который тянет местное сообщество назад. Здесь должна сформироваться, во всяком случае не погибнуть, такая «я-концепция», которая мотивирует к развитию. Имеется глубокое противоречие между тем интеллектуальным инновационным потенциалом, которым располагает каждое местное сообщество, и уровнем его использования в разных видах деятельности, особенно управленческой, которая по своей природе не терпит рутины, застоя, а требует постоянного обновления, принятия неординарных решений. Эта проблема имеет огромное теоретическое и практическое значение, и многое в этом отношении зависит от местного сообщества, которое сегодня, чтобы стать системой, открытой к восприятию инноваций внешней среды, а не суррогатов культуры, вчерашних стереотипов, должно всемерно поддерживать дух творческой атмосферы сообщества, совместного восприятия и поиска новых идей собственного развития. Это важнейший элемент формирования управленческой корпоративной культуры и основанного на ней подлинного местного самоуправления, освобожденного от пороков верхнего управления, бюрократизма, бумаготворчества, безрезультативной суеты и т. п.
|
|
В этой связи представляется, что в научном отношении на Уровне муниципального управления и муниципальной науки очень важно научиться измерять и развивать творческий потенциал личности, правильно использовать его в различных сферах муниципальной деятельности. Это может стать самостоятельным научным направлением — муниципальной социологией личности, которая изучает использование и развитие творческого потенциала человека и организации в различных сферах деятельности, прежде всего в муниципальном управлении, где от наличия творческих людей как нигде зависит успех управления по результату на основе использования инновационных технологий.
Таким образом, в центре концептуально-стратегического управления в местном сообществе обычно стоят такие приоритеты:
Þ повышение качества жизни населения, укрепление его физического и нравственного здоровья (социального);
|
|
Þ оздоровление окружающей экологической среды, обустройство территории и всего образа жизни, определяющего во многом уровень раскрытия жизненных сил человека, реализацию его творческих сил;
Þ развитие духовной среды, культурных центров, сохранение прогрессивных традиций предков, памятников культуры, всего того исторического прошлого, что лежит в основе настоящей культуры местного сообщества и его будущего культурного развития;
Þ повышение качества образования и воспитания людей, что является важным фактором инновирования муниципального сознания, эффективной социализации личности на ранних этапах ее развития.
Реализация этих приоритетов невозможна без еще одного стратегического направления местного сообщества, в первую очередь обеспечивающего его развитие, а не стагнацию — инновирования всей системы муниципального управления, духовно-культурной микросреды, которые являются главными (первыми вводятся в «Прорыв») и определяют успех всех остальных, опираясь на расширяющиеся возможности всей ресурсной базы местных сообществ.
В целом инновирование культуры управления и самоуправления на местном уровне сегодня должно базироваться на методологии устойчивого развития, которая предлагает целостное развитие муниципального образования при одновременном решении сложного комплекса проблем: ресурсосбережение и рациональное использование нетрадиционных источников энергии; создание здоровой среды проживания; улучшение качества питания и питьевой воды, развитие системы природных комплексов рекреационного и культурно-оздоровительного значения; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных бассейнов и т. п. Словом, речь идет о системе мер, направленных на повышение качества жизни граждан, улучшение их социального здоровья и самочувствия, тех непреходящих ценностей, которые объединяют на концептуальной основе всех жителей территории, делают активной и целесообразной работу всех субъектов муниципального управления, местного самоуправления прежде всего.
Вопросы для повторения
1. В чем сущность инновационной методологии развития местных сообществ, каковы ее структурные элементы?
2. Концепция устойчивого развития местного сообщества, ее сущность и содержание.
3. Жизненные силы местного сообщества и личности. Как они взаимосвязаны между собой?
4. Стратегии развития местного сообщества, их разработка и реализация.
Вопросы для обсуждения
1. Почему концептуально-стратегическое управление на местном уровне сегодня приобретает первостепенное значение?
2. Каковы технологии концептуально-стратегического управления на местном уровне? Как они работают в Одинцовском районе Московской области? В какой мере востребованы в других местных сообществах? Если недостаточно, то почему?
3. Программа «Прорыв». Возможности ее применения в практике муниципального управления в России.
4. Приоритеты концептуально-стратегического управления на местном уровне.