Выбор стратегии развития местного сообщества зависит в первую очередь от тех стратегических ресурсов развития, которыми оно обладает

Роль местного правительства может сводиться к поддержке «хороших» предпринимателей (например, через введение системы льгот, информационную поддержку и т. п.) Здесь речь не идет о каком-либо жестком контроле или планах, «спущенных сверху», хотя местное правительство может действовать и более активно через унитарные предприятия.

Другое очень важное отличие концепции развития местных сообществ от планов комплексного социально-экономического развития — гибкое стратегическое управление, т. е. управление изменениями. В любой программе развития должны быть предусмотрены возможности их изменения в зависимости от ситуации, вплоть до отказа от данной программы и перехода к другой (т. е., возможно, следует предусмотреть несколько вариантов).

В целом очень важно понять, что именно с концептуального освоения муниципального мира и начинается целесообразное стратегическое управление. В основе формирования концепции лежат определенные принципы, которые используют все местные сообщества, хотя содержание будет разным. В каждом из них обязательно будет своя концепция, полученная в результате всестороннего анализа собственной обстановки, которая везде особая. К числу таких принципов относятся:

Þ всесторонний статистический и социологический анализ обстановки в местном сообществе, характера протекающих процессов, выявление ведущих и определяющих тенденций;

Þ многосторонний анализ имеющихся ресурсов территории (не только природных, но и интеллектуальных, управленческих, кадровых, демографических, климатических, прежде всего социальных, социального здоровья, кадровых и образовательных);

Þ особое значение приобретает изучение состояния и тенденций развития местной экономики: муниципальной собственности, финансовой базы, хозяйственного комплекса.

Только такой предварительный анализ, всесторонняя коллективная информационно-аналитическая работа позволят сформулировать основную идею концепции развития, характерную для данного местного сообщества с учетом всех его особенностей и ресурсных возможностей.

Например, для Одинцовского района она была сформулирована так — создание инновационно-экспериментального непрерывно

и самостоятельно развивающегося местного сообщества в целях достижения высокого качества жизни граждан, укрепления их социального здоровья, создания благоприятной среды обитания, в том числе экологической; повышения качества образовательных услуг и т. п.

Под инновационно-экспериментальным развитием понималась экспериментальная работа в различных сферах жизнедеятельности — социальной, культурной, экологической, производственно-экономической, финансовой, управленческой и других. В ходе этой работы отрабатываются различные нововведения, позволяющие получать более значительные результаты, чем прежде. Результаты этой инновационной работы широко используются в различных сферах жизни, позволяя решать все более масштабные задачи по реализации генеральной цели местного сообщества — повышение качества жизни своих граждан.

Для сбора, разработки и реализации нововведений создаются соответствующая организационная система, прежде всего научный центр, включая органы власти и другие организации, а также система финансового, материального, информационного и кадрового обеспечения, что способствует непрерывности развития местного сообщества.

Под самостоятельностью развития района понимается его относительная автономия от вышестоящих органов власти в плане обеспечения недотационности его экономики и перевода полномочий, необходимых для развития, на уровень местного самоуправления. Кроме того, речь идет о повышении устойчивости экономики местного сообщества к политическим, экономическим, финансовым и другим катаклизмам на уровне страны1. На основе концепции разрабатывается ряд стратегий, в каждой из которых обычно формулируются основные принципы реализации концепции. Так, в качестве одного из важных принципов, который позволит создать благоприятную для развития местного сообщества внешнюю среду, был принят принцип баланса интересов. Развитие местного сообщества в условиях эксперимента позволяет обеспечить баланс интересов муниципального образования (Одинцовского района), субъекта Российской Федерации (Московской области) и Российской Федерации. Прочная материальная, финансово-экономическая база местного сообщества будет способствовать стабильному поступлению налогов в бюджеты более высокого уровня. Район сможет развиваться исключительно за счет собственных финансовых источников и не будет создавать проблем вышестоящим органам. При этом будут соблюдены интересы местного сообщества — социальная, экологическая и экономическая стабильность, высокий уровень и комфортность жизни населения, его социальная защищенность, а также возможность обмена опытом с другими местными сообществами.

Второй важный принцип, который лежит в основе реализации концепции — приоритет социально-культурной сферы. Именно эта сфера определяет смысл производственно-экономической деятельности, о чем обычно забывают при составлении программ развития городов и регионов. Этот принцип позволяет отказаться от принципа «остаточности» социально-культурной сферы, переместить ее на первое место на шкале приоритетов. Качество жизни населения как интегральный показатель, отражающий все наиболее значимые для жизни населения факторы, — самый важный и конечный показатель развитости всего района.

Третий принцип — интеграция инновационных проектов с традиционными методами работы, обеспечивающая преемственность и инновационность всей деятельности по развитию местного сообщества.

И четвертый принцип — рассмотрение экономики как жизнеобеспечивающего, а не самодавлеющего фактора. Этот принцип позволит изменить направление зависимости между социальной и экономической сферами, поставив последнюю на место обеспечивающей.

На этом, собственно, концептуальная проработка муниципального управления заканчивается и открывается следующий его этап — разработка технологий стратегического управления, стратегического и текущего планирования, призванных задать не только общие идеи, на основе которых формируются стратегические цели, но и обеспечить механизм их реализации, осуществить на практике выработанные стратегии.

Например, генеральная цель стратегического развития Одинцовского района — превратить район в регион с высоким качеством жизни населения; с современным высокоразвитым санаторно-курортным и спортивно-туристским комплексом; с устойчивой многоукладной экономикой.

Для достижения данной цели в соответствии со стратегией необходимо решить следующие задачи района:

Þ обеспечение благополучия и социальной защищенности жителей;

Þ сохранение и умножение экологических ценностей;

Þ создание единого подмосковного центра международного туризма и отдыха;

Þ налаживание эффективной бюджетно-финансовой системы;

Þ создание единой транспортной системы;

Þ формирование продовольственной базы и наращивание потенциала агропромышленного, промышленного и строительного комплексов;

Þ эффективное управление муниципальной собственностью и ее приращение;

Þ строительство новых и реконструкция имеющихся санаторно-курортных и туристско-спортивных сооружений;

Þ бесперебойное жилищно-коммунальное обеспечение;

Þ обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности;

Þ реорганизация системы местного самоуправления с позиций намеченной стратегии;

Þ формирование современной информационной системы.

Для достижения генеральной стратегической цели выделены следующие приоритетные направления работы:

а) социально-культурная сфера:

Þ здравоохранение;

Þ образование;

Þ культура;

Þ физическая культура и спорт;

Þ молодежная политика;

Þ социальное обеспечение;

б) обеспечение правопорядка;

в) жилищно-коммунальное хозяйство;

г) экология:

Þ использование ресурсосберегающих технологий;

Þ использование передовых технологий уменьшения вредных выбросов в окружающую среду;

Þ использование современных технологий сбора и переработки бытовых и промышленных отходов;

Þ д) экономика:

Þ поддержка и развитие предпринимательской деятельности;

Þ развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности;

Þ развитие сферы услуг;

Þ приращение муниципальной собственности и ее эффективное использование;

Þ создание индустрии туризма и отдыха.

В качестве критериев эффективности реализации стратегии рассматриваются следующие показатели качества жизни населения:

Þ доход семьи на одного человека;

Þ демографические показатели — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, продолжительность жизни;

Þ уровень правонарушений;

Þ инвестиционная привлекательность района;

Þ уровень занятости населения;

Þ доверие населения к органам местного самоуправления.

В соответствии с генеральной стратегией были разработаны несколько частных стратегических направлений ее реализации:

Þ стратегия развития экономики;

Þ стратегия развития социальной сферы;

Þ стратегия улучшения экологической ситуации;

Þ стратегия обеспечения правопорядка.

Все стратегии объединены в рамках целевой комплексной программы развития Одинцовского района на 1998—2005 годы1. Для реализации данных стратегических направлений, объединенных в рамках целевой комплексной программы, разработан механизм ее реализации, который служит средством


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: