Запуска и реализации стратегий, достижения поставленных стратегических целей развития местного сообщества

Этот механизм включает в себя:

Þ научно-методическое и кадровое обеспечение;

Þ нормативно-правовое;

Þ материально-финансовое.

В рамках каждого стратегического направления в районе приняты конкретные целевые программы, каждая из которых представляет частные технологии реализации концепции в целом или той или иной стратегии развития, которые обозначены выше. Обычно выделяется также ряд направлений местной политики (социально-культурная, экологическая, экономическая, развитие жилищно-коммунального хозяйства, местного самоуправления), что позволяет сконцентрировать ресурсы, еще более четко определить приоритеты, прежде чем переходить к решению более частных вопросов, предусмотренных стратегическими программами. Последние предусматривают еще более конкретный механизм реализации — целевые программы.

Схема целевой комплексной программы «Развитие Одинцовского района на 1998—2005 годы» представлена на рис. 4.

Таковы принципиальные пути решения социально-экономических проблем местного сообщества, позволяющие решать ряд частных вопросов строительства социального дома, проект которого создан, утвержден и определена ответственность разных структур за реализацию его отдельных частей.

Осуществление стратегических программ, объединенных в рамках местной политики, возлагается на разработчиков, специалистов, в том числе руководителей учебных и практических семинаров, сотрудников администрации местного сообщества, депутатов, руководителей разного уровня, организаций, каждая из которых затем разрабатывает целый ряд инновационных социально-технологических решений — целевых программ, имеющих уже более четкое организационно-управленческое наполнение (сроки, ресурсы, последовательность мер) и являющихся четким механизмом (не ориентиром) в решении конкретных задач.

Механизм конкретного технологического решения выявленных стратегических направлений, политики и стратегических программ представляется наименее изученным, его более обстоятельному раскрытию будет посвящена самостоятельная глава.

 
 


Рис. 4. Схема целевой комплексной программы

«Развитие Одинцовского района на 1998—2005 годы»

А сейчас предстоит осмыслить еще одну важнейшую стратегию развития местного сообщества — инновирование самого муниципального управления, без которого вся работа в области стратегического управления, его организации и доведения до практического результата невозможна.

Следует подчеркнуть, что важнейшей стратегией развития местного сообщества является инновирование системы муниципального управления, ее организации в свете концепции управления по результату1, где особое внимание уделяется вопросам совершенствования муниципальной кадровой политики, работе с руководящими кадрами, оценке их работы по повышению профессионализма, улучшению системы мотивации и обучения инновационным технологиям развития2.

Без постоянной системы обучения и инновирования самой команды управления и местного самоуправления нет развития. Есть функционирование «на старых оборотах», нарастание рутинных функций, перекладывание бумаг, подмена творческой работы канцелярской, бюрократической.

Поэтому контакт с наукой носит постоянный, а не эпизодический характер. В развивающихся местных сообществах обычно проводятся инновационные обучающие семинары, где ставятся и решаются серьезные управленческие задачи, систематически обучается весь аппарат управления, формируется здоровая потребность в знаниях — многие люди в аппарате получают второе высшее образование, с удовлетворением работают над своими дипломными проектами, которые, обычно, тесно связаны с решением тех вопросов, которые стоят перед местным сообществом. Но это только одна, хотя и важная, сторона взаимодействия науки и практики управления. Вторая, не менее важная, заключается в том, что сама наука должна быть готова ответить на вопросы практики, максимально приближена к ее запросам — такая наука рождается в тесном взаимодействии с жизнью, она носит характер не только концептуально-стратегического ориентирования, что, несомненно, очень важно и представляет начало любого исследования, но и практического решения возникающих проблем на основе разработки и внедрения социальных технологий развития муниципального сообщества. Поэтому социально-технологический метод исследования и решения муниципальных проблем представляется наиболее продуктивным: именно на муниципальном уровне управления возможно преодоление извечного разрыва между теорией и практикой, что привело к гибели не одну цивилизацию, не один общественный строй, политический режим и сегодня порождает искусственные трудности для самопроявления народных сил.

Неоднократно случалось так, что наука, призванная выполнять функции выражения народного разума, интеллекта и информационно-аналитическую и экспертную функции в обществе, оказывалась выключенной из осмысления процессов общественного развития, в том числе и муниципального, что пагубно для развития как самой науки, так и практики.

При таком порядке вещей процесс управления перестал носить инновационный и адекватный требованиям жизни характер, превратился в «раздачу команд» на разных уровнях, что не только не делает систему управляемой, не стимулирует саморазвитие, а, напротив, дезорганизует ее структуры, порождает разбалансированность.

Вот почему опора на науку, в том числе и муниципальную, становится необходимым условием правильного и рационального использования имеющихся ресурсов местного сообщества. Это тем более важно в условиях экономических и политических реформ, когда происходит делегирование ряда важных функций управления от центра к муниципальным органам власти. Отсутствие, например, четкого представления о разделении функций управления между центром, регионами и местными сообществами ведет к их конфронтации, усиливает социальное напряжение и мешает осуществлению экономических реформ, сдерживает переход территорий к цивилизованным рыночным отношениям.

Поэтому одним из основополагающих принципов совершенствования муниципального управления является создание самой муниципальной науки, с помощью которой возможна разработка концепций и стратегий регионального развития, обеспечение их живым механизмом воплощения в жизнь, социально-экономическими технологиями в первую очередь, затем технологическими решениями — в каком направлении должна сегодня развиваться муниципальная экономика, муниципальная культура, образование, народный быт, социальное здоровье граждан, муниципальный образ жизни в целом.

Ответы на эти вопросы не просты, но общая методология их решения давно известна на Западе. Ею воспользовались многие страны, в том числе, Германия, где она и родилась. В основе ее лежит программа «Прорыв», которая направлена на инновирование общей, прежде всего, управленческой культуры как общества, так и всех его территориальных образований, местных сообществ.

Механизмы, составляющие суть инновационного прорыва — система взаимодействующих экономических, социальных, политических и духовных явлений, их интегральные зоны, обладающие огромным инновационным эффектом — организационно-целостным. Он возникает под воздействием начального импульса инновационного управления.

Теоретически механизмов может быть столько, сколько существует различных мотиваторов — импульсов развития в каждой системе взаимосвязанных явлений при заданных условиях. В программе заложены инновационные механизмы, где импульсами являются новые явления (открытия, изобретения, управленческие новации, ноу-хау). Как результат их взаимодействия возникает иное, отличное от исходного состояния, явление. Поскольку возникает новый импульс-результат, то весь механизм будет иным: инновационным, который не воспроизводит исходное явление, а кладет начало новой серии явлений.

Программа «Прорыв» — универсальная технология выхода местного сообщества из кризиса. Ее реализация предполагает выделение приоритетных ресурсов, их концентрацию на главных направлениях, создание потенциала стабилизации и развития, принятие неординарных управленческих решений, прежде всего в области инновирования управленческой и организационной культуры местного сообщества, в том числе в сфере обучения и выдвижения кадров управления, что является важнейшим условием


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: