Г осударственные доходы – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов Федерации и местного самоуправления. С точки зрения материально- вещественного содержания- доходы это мобилизуемая в бюджет часть централизованных финансовых средств государства, формирующая бюджетный фонд. С социально- экономической точки зрения доходы- это экономические отношения между государством, в лице федеральных органов, органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу восходящих финансовых потоков, формирующих финансовые активы государства и необходимых для выполнения правительственных функций (экономических, политических, социальных).
Следует различать доходы бюджета и доходы государства. Доходы государства более широкое понятие, включающее в себя средства бюджета, средства внебюджетных фондов, денежные средства государственного сектора экономики и накопленное имущество.
Основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются налоги, эмиссия денег, внутренние и внешние заимствования. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется следующими факторами:
- содержанием финансовой политики;
- хозяйственной конъюнктурой; конкретной экономической и социальной ситуацией;
- степенью остроты социальных противоречий и др.
Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных (около 90 %), так и внебюджетных фондов.
Вторым по своему финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. Все большее обращение к займам является результатом увеличения финансовой напряженности, испытываемой звеньями финансовой системы. Эта напряженность связана с высоким уровнем расходов, крупными платежами процентов по займам, необходимостью вмешательства государства в экономику. Выпуск займов образует государственный долг. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.
Последним методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Если на финансовом рынке складывается неблагоприятная ситуация для выпуска новых займов, а налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, то государство прибегает к эмиссии. Эмиссия кредитных денег, направленная на покрытие дефицита государственного бюджета, ведет к усилению инфляции, росту избыточной денежной массы.
Доходы бюджетов классифицируются:
1. в зависимости от государственного устройства:
- доходы федерального бюджета;
- доходы бюджетов субъектов Федерации;
- доходы местных бюджетов.
2. по субъектам бюджетных отношений:
- доходы, поступающие от юридических лиц;
- доходы, поступающие от физических лиц.
3. в зависимости от гражданства:
- доходы, поступающие от резидентов;
- доходы, поступающие от нерезидентов.
4. по условиям мобилизации и использования:
- возвратные и безвозвратные;
- возмездные и безвозмездные;
- централизованные и децентрализованные;
- целевые и общие.
5. по методам изъятия:
- налоговые;
- неналоговые.
6. по методам аккумуляции:
- обязательные;
- добровольные платежи.
Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода и финансовые санкции. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.
7. по составу:
- капитальные доходы- это доходы от продажи государственных запасов и резервов, земли;
- текущие- все остальные доходы.
Структура доходов- это соотношение различных видов доходов по их удельным весам.