Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов

1. Экономическая и ведомственная классификации расходов бюджета.

2. Функциональная классификация расходов бюджета.

3. Классификация доходов бюджета.

4. Понятие бюджетной классификации. Ее состав и структура.

Бюджетная классификация - это документ, который утверждается законодательно, представляющий собой обязательную группировку доходов и расходов по однородным признакам с присвоением им определенного шифра.

Содержание бюджетной классификации и принципы группировки ее показателей определяются двумя факторами – действующей системой управления, сложившейся в государстве и имеющейся системой доходов и расходов бюджета.

Бюджетная классификация обеспечивает унификацию бюджетной процедуры, и она необходима, во-первых, для проведения единого порядка составления всех бюджетов и смет бюджетных учреждений. Во-вторых, для организации исполнения бюджетов и получения информации о движении бюджетных ресурсов в процессе исполнения бюджета. В третьих, для проведения анализа плановых и отчетных данных по бюджету и на основе этого выявления резервов роста доходов и экономии расходов бюджета. В-четвертых, для организации контроля за исполнением бюджета, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетной сфере и во всех бюджетных учреждениях.

Бюджетная классификация обязательна для всех бюджетов и всех бюджетных учреждений и в настоящее время она регулируется федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Современная бюджетная классификация представляет собой систему девяти различных видов классификации бюджета.

Классификация доходов бюджетов РФ - представляет собой группировку доходов всех уровней по отдельным источникам поступающих средств. Все доходы в этой классификации делятся на группы, в зависимости от формы привлечения средств.

1. Налоговые доходы.

2. Неналоговые доходы.

3. Безвозмездные перечисления.

4. Перечисления в государственные целевые бюджетные фонды.

Каждая из этих четырех групп делится на статьи, включающие в себя конкретный платеж.

Группы доходов бюджетов формируются по статьям доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения на любом уровне бюджетной системы по определенным признакам.

В качестве признаков, характеризующих доходы бюджетов, можно выбрать следующие:

- иерархию уровня власти или уровень управления;

- источники получения доходов;

- способы получения доходов;

- время поступления доходов;

- территориальность доходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации положен признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.

По источникам формирования бюджетов доходы подразделяются на налоговые, неналоговые, заимствования и др. В основу классификации положен признак субъекта перечисления денежных средств, за счет которых происходит формирование доходной части бюджетов любого уровня власти или территориального образования.

К налоговым доходам относятся все налоговые поступления от всех налогов (федеральных, региональных, местных) и их видов (например, налог на прибыль организаций, налог на доход от капитала, налог на имущество и т. д.), которые формируют доходную часть бюджета соответствующего уровню власти.

Неналоговыми доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы являются доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности и (или) от их деятельности, доходы от продажи имущества, находящегося в собственности соответствующего территориального образования, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.

По способу получения доходов в бюджеты их можно классифицировать на принудительные, собственные, вынужденные и добровольные. В основу классификации положен признак перелагаемости изъятия дохода в соответствующий бюджет.

В соответствии с данным признаком все налоговые доходы бюджетов являются принудительными, неналоговые поступления от имущества, находящегося в собственности, его продажи или его деятельности являются собственными. Вынужденными доходами являются доходы, поступающие в бюджет за счет внутренних и (или) внешних заимствований в целях покрытия дефицитов бюджетов. В основу классификации положен признак необходимости государства, его субъекта или местного образования обращаться к внешним или внутренним источникам получения дополнительных доходов в целях реализации бюджетной политики.

К внутренним источникам получения доходов можно отнести кредиты, получаемые от ЦБ РФ, доходы от продажи ценных бумаг, бюджетные ссуды, получаемые за счет внебюджетных фондов и бюджетов других уровней, иных источников дохода.

Внешними источниками получения доходов являются кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, иные внешние источники финансирования.

По времени поступления средств в бюджеты доходы подразделяются на плановые и чрезвычайные. К плановым доходам относят налоговые и неналоговые поступления, которые непосредственно извлекаются из источников дохода и их называют текущими. К чрезвычайным доходам относят доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, налоговых поступлений за счет введения новых видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.

По территориальности доходы бюджетов можно рассматривать с двух сторон:

- деление бюджетов по территориальным образованиям (федеральные, региональные, местные: районные, городские, внутригородских районов, поселковые, сельские), в основе которых лежит признак территориального деления;

- деление бюджетов по признаку государственности поступления средств как субъектов дохода, которые подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся все доходы от налоговых и неналоговых доходов, внутренних заимствований и добровольных перечислений (пожертвований).

Из приведенной классификации признаков бюджетной классификации доходов не представляется возможным выделить один из признаков, по которому можно было бы провести бюджетную классификацию. Однако, проанализировав приведенные признаки, из их числа можно выделить главные, которые наиболее точно и полно отражают существо проблемы и позволяют достаточно четко и полно характеризовать бюджетный процесс в отношении формирования доходной части бюджетов. В основу бюджетной классификации можно положить признаки источников доходов и иерархию уровней власти, что в достаточной мере позволяет характеризовать формирование бюджетов любого уровня, в сумме составляющего бюджетную систему государства.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ - представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, которые отражают направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, определенных расходными полномочиями. В этой классификации есть четыре уровня:

А. Разделы, в которых определяются расходы на отдельные функции, выполняемые государством:

1. Государственное управление и местное самоуправление.

2. Судебная власть.

3. Национальная оборона.

4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.

5. Промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство.

6. Транспорт.

7. Связь.

8. Жилищно-коммунальное хозяйство.

9. Образование.

10. Здравоохранение и т.д.

Б. Подразделы, в которых конкретизируется направление бюджетных ассигнований по определенным областям.

В. Статьи расходов федерального бюджета, которые определяют финансирование средств по главным распорядителям (федеральные министерства и ведомства).

Г. Классификация видов расходов федерального бюджета, которая детализирует направление расходов по целевым статьям (выплата заработной платы, начисление заработной платы, оплата товаров, работ, услуг).

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ - представляет собой группировку расходов по экономическому содержанию и включает в себя три раздела:

1. Раздел - текущие расходы на содержание бюджетных учреждений и выполнение основных функций государства. Эти расходы не приводят к расширению государственной деятельности.

2. Раздел - капитальные расходы.

Эти расходы направляются на увеличение имущества и резервов, которыми располагает государство:

- капитальные вложения в основные средства;

- создание государственных запасов и резервов;

- приобретение земли и нематериальных активов;

- капитальные трансферты.

3. Раздел - предоставление кредитов, за вычетом их погашения.

Разделы подразделяются на подразделы, в которых отражаются направления предоставления средств. В текущие расходы включаются три подраздела: закупка товаров и оплата услуг, выплата заработной платы и субсидии и текущие трансферты.

В каждый подраздел включаются еще статьи расходов, которые аналогичны статьям, применяемым в функциональной классификации.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых для покрытия дефицита. Состоит из трех уровней: раздел, т.е. форма привлечения кредитных ресурсов, в разделы включаются подразделы, определяющие конкретные виды привлеченных средств.

В каждый подраздел включены две статьи – привлечение средств и погашение основной суммы задолженности:

- государственные ценные бумаги;

- кредитные ресурсы, получаемые от банков;

- прочие внутренние источники финансирования, в том числе от продажи имущества государства.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - представляет собой группировку заемных средств, полученных из внешних источников. Состоит она из разделов и статей. Разделы показывают виды привлеченных ресурсов.

В статьях отражается получение кредитов и погашение основной суммы долга:

- кредиты международных финансовых организаций;

- кредиты иностранных государств;

- государственные ценные бумаги.

Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований - представляет собой группировку долговых обязательств. Включает в себя разделы, которые отражают источник внутреннего долга. В основном это отдельные виды ценных бумаг и кредитов, полученных государственными и муниципальными органами.

Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ - эта классификация отражает по разделам виды кредитов, полученных из отдельных источников, виды ценных бумаг и отдельные виды имущества и другие активы, принадлежащие РФ за рубежом.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета - эта классификация представляет собой группировку расходов по главным распорядителям бюджетных средств. Она совпадает с третьим и четвертым уровнем функциональной классификации.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Эта классификация устанавливается не федеральным законодательством, а законами субъектов РФ и постановлениями муниципальных образований. Первый уровень этой классификации – разделы представляют собой группировку расходов по региональным и местным главным распорядителям бюджетных средств. Второй уровень – статьи – это целевые статьи, которые предусмотрены функциональной классификацией

«СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА»

Доходы бюджетной системы можно определить как экономическую категорию, т.е. совокупность определенных экономических отношений, возникающих между плательщиками доходов, в качестве которых выступают юридические и физические лица, и получателем средств, государством, в лице органов его власти. Эти отношения возникают по поводу изъятия части средств плательщиков в пользу получателя.

В состав доходов включаются также экономические отношения, связанные с распределением поступающих государству средств между бюджетами различных уровней. Эти отношения возникают между различными государственными, региональными и муниципальными органами и с точки зрения организации бюджетных отношений они представляют собой бюджетные ресурсы, которые зачисляются в бюджеты различных уровней для целевого финансирования общегосударственных и муниципальных мероприятий.

В соответствии с принципами организации бюджетной системы, основная часть доходов (до 95%) имеет общий характер. Эти доходы являются источником финансирования любых видов расходов. Это позволяет наиболее гибко использовать бюджетные средства и не допускать кассовых разрывов в процессе исполнения бюджетов.

Общий характер доходов позволяет бюджету иметь определенные резервы для покрытия дополнительных затрат.

Кроме общих, в бюджет могут включаться целевые доходы, которые являются источниками формирования целевых бюджетных фондов. В современных условиях наблюдается тенденция упразднения таких фондов. Целевые бюджетные фонды в основном формируются в местных бюджетах, их доходы составляют не более 5% всех поступающих средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: