Бюджетный федерализм

Проблема разграничений полномочий между федерацией, субъектами федерации и местными органами власти является определяющей при становлении бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм характеризуется как отношения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределения и перераспределения последних между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ, исходя из сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований.

Признаки бюджетного федерализма:

- наличие трех основных уровней бюджетной системы;

- самостоятельного бюджета у того или иного уровня власти и ответственности за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность;

- существование системы межбюджетных отношений, предназначенных для упорядочения отношений между различными самостоятельными бюджетами;

- сочетание принципов централизации и децентрализации при разграничении налоговых полномочий, расходов и доходов (при их распределении в бюджеты разных уровней);

- учет интересов участников бюджетного процесса на основе достижения компромиссов в рамках строго определенных процедур;

- единство государственных интересов и интересов населения как основы сбалансированности интересов всех уровней бюджетной системы.

Принципы бюджетного федерализма:

1. четкое законодательное разграничение бюджетной ответственности, бюджетных доходов и полномочий в сфере расходов между различными уровнями власти;

2. обеспечение органов власти различных уровней необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3. самостоятельность и равноправие соответствующего бюджета, входящего в бюджетную систему;

4. обеспечение вертикальной и горизонтальной сбалансированности всех уровней бюджетной системы;

5. проведение единой, согласованной с федеральным центром, налоговой и бюджетной политики;

6. равенство бюджетных прав субъектов РФ.

Бюджетный федерализм, существующий в РФ, характеризуется следующими принципами:

- единство экономического пространства России;

- конституционное разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов в сфере экономического регулирования;

- разграничение компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов федеральным законодательством;

- согласованное формулирование и осуществление единой экономической политики РФ и ее субъектами;

- децентрализация управления экономическими отношениями адекватно региональным и местным потребностям и ресурсам, соответственно территориальным условиям развития;

- равные условия экономического развития территорий;

- кооперация деятельности РФ и ее субъектов при осуществлении полномочий в экономической сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: