Проблема разграничений полномочий между федерацией, субъектами федерации и местными органами власти является определяющей при становлении бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм характеризуется как отношения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределения и перераспределения последних между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ, исходя из сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований.
Признаки бюджетного федерализма:
- наличие трех основных уровней бюджетной системы;
- самостоятельного бюджета у того или иного уровня власти и ответственности за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность;
- существование системы межбюджетных отношений, предназначенных для упорядочения отношений между различными самостоятельными бюджетами;
- сочетание принципов централизации и децентрализации при разграничении налоговых полномочий, расходов и доходов (при их распределении в бюджеты разных уровней);
- учет интересов участников бюджетного процесса на основе достижения компромиссов в рамках строго определенных процедур;
- единство государственных интересов и интересов населения как основы сбалансированности интересов всех уровней бюджетной системы.
Принципы бюджетного федерализма:
1. четкое законодательное разграничение бюджетной ответственности, бюджетных доходов и полномочий в сфере расходов между различными уровнями власти;
2. обеспечение органов власти различных уровней необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3. самостоятельность и равноправие соответствующего бюджета, входящего в бюджетную систему;
4. обеспечение вертикальной и горизонтальной сбалансированности всех уровней бюджетной системы;
5. проведение единой, согласованной с федеральным центром, налоговой и бюджетной политики;
6. равенство бюджетных прав субъектов РФ.
Бюджетный федерализм, существующий в РФ, характеризуется следующими принципами:
- единство экономического пространства России;
- конституционное разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов в сфере экономического регулирования;
- разграничение компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов федеральным законодательством;
- согласованное формулирование и осуществление единой экономической политики РФ и ее субъектами;
- децентрализация управления экономическими отношениями адекватно региональным и местным потребностям и ресурсам, соответственно территориальным условиям развития;
- равные условия экономического развития территорий;
- кооперация деятельности РФ и ее субъектов при осуществлении полномочий в экономической сфере.