double arrow

Изучение памяти

1

Изучение ребенка

Состояние психомоторики

Изучается посредством графического диктанта и метода Керна – Ирасека.

а) Графический диктант.

Испытуемому дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии соответственно линиям клеточек. Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо. «Видишь, какой рисунок получился?

Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки» (ставится точка в начале строки

1. Нарисовать 5 клеточек под диктовку и дальше столько же самостоятельно. Оценка 10 баллов за все задание. За каждую ошибку снимается 1 балл.

2. Нарисовать 3 пирамидки под диктовку и 3 самостоятельно. Оценка 10 баллов за все задание. За каждую ошибку снимается 1 балл.

3. Нарисовать данное изображение один раз под диктовку и один раз самостоятельно. Правильно выполненное задание – 10 баллов. За каждую ошибку снижается 0,5 балла.

б) Методика Керна - Ирасека.

Данная методика хорошо известна, поэтому мы ее не описываем. Только напоминаем, что ребенок должен нарисовать фигуру человека, сымитировать написание фразы «ей дан чай» и срисовать группу точек




. . .

. . .

. . .

.

В каждом задании высшая оценка 10 баллов. Снижение оценки:

на 0,5 балла – за незначительные ошибки: не нарисованы элементы одежды

на 1 балл – за основные ошибки: не нарисованы шея, волосы, ступни, кисти, одежда

на 2 балла - за грубые ошибки: не нарисованы ноги, руки, голова, туловище.

Изучение внимания

Концентрация внимания

Используется фигурная таблица, разработанная в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. В таблице 10*10 клеточек. В клеточках в случайном порядке, изображены фигурки: треугольник, флажок, прямоугольник, квадрат, круг, звездочка, полукруг. Задание: ставить в треугольнике минус, в круге – плюс.

Правильно и полностью выполненное задание – 10 баллов. Снижение оценки:

за каждую невыполненную строчку – 1 балл,

за пропущенный или дополнительный знак – 0,5 балла.

Изучение памяти

а) Объем памяти (по Джексону).

Ребенку называют несколько цифр. Он должен их повторить в том же порядке, в каком они были названы:

2, 7, 4 4, 7, 1,

9, 6, 1, 8, 3, 0, 6, 2,

4, 7, 2, 5, 9, 1, 4, 9, 6, 0,

6, 0, 7, 5, 9, 2, 3, 8, 1, 5, 7, 2,

1, 7, 4, 2, 8, 3, 9, 9, 0, 3, 8, 5, 2, 7,

5, 0, 7, 1, 4, 9, 5, 3, 8, 1. 5, 7, 0, 4, 9, 3,

3, 8, 1, 4, 7, 0, 5, 2, 6, 5, 2, 0, 6, 3, 8, 1, 7, 4

Второй столбец контрольный – контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой – то строки, задание по данной строке повторяется из другого столбца. Воспроизведение

7 знаков оценивается в 10 баллов,

6 знаков - в 9 баллов,



5 знаков - в 7 баллов,

4 знаков - в 4 балла,

3 знаков - в 1 балл.

б) Состояние памяти (А. Р. Лурия).

Заучивание 10 слов (любых односложных, не связанных непосредственно между собой). Например: огонь, мед, игла, хлеб, стул, лес, брат, вода, конь, гриб.

В ходе эксперимента ребенку медленно и четко произносят 10 слов, после чего предлагают повторить в любом порядке. Экспериментатор ставит в протоколе под названными словами крестики. Такая процедура совершается 5 раз: экспериментатор произносит - ребенок повторяет. Оценка 10 баллов ставится, если ребенок на третий раз назвал все 10 слов,

9 баллов – 9 слов или 10 слов при четвертом повторении,

8 баллов – 8 слов при третьем повторении или 9 слов при четвертом повторении или

10 слов при пятом повторении,

7 баллов – 7 слов при третьем повторении или 8 слов при четвертом повторении или

9 слов при пятом повторении и т. д.…

Необходимо выявить, на каком повторении ребенок воспроизведет наибольшее количество слов и после этого оценить.

В ходе данного эксперимента можно получить дополнительные характеристики ребенка. Например, если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться (к примеру: 4, 7, 5, 4, 3), то это говорит о истощаемости внимания, забывчивости. Зигзагообразная форма «кривой» (к примеру: 3, 7, 4, 7, 5) указывает на рассеянность, неустойчивость внимания. «Кривая» в форме плато (4, 6, 7, 6, 6) наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности (в частности интереса к школе, если ребенку было объяснено, что результаты показывают его готовность к обучению в школе).



в) Долговременная память.

Через час экспериментатор просит ребенка нарисовать ранее заученные слова. Оценка 10 баллов ставиться, если ребенок воспроизвел все те слова, которые он воспроизводил в лучшем своем варианте. Каждое не воспроизведенное слово = - 1 балл.



1




Сейчас читают про: