а) Метод Бине – Симона.
10 баллов получает ребенок, если:
1. назовет дату дня,
2. укажет недостающие части в нарисованных лицах,
3. сосчитает в обратном порядке от10 до 0,
4. повторит ряд из 5 цифр.
8 – 9 баллов – указать правую руку и левое ухо. Подсчитать сумму трех простых монет и трех двойных. Назвать 4 цвета.
6 – 7 баллов – определить время дня для настоящего момента. Срисовать ромб. Сосчитать 13 одинаковых монет. Сравнить два лица с эстетической точки зрения.
4 – 5 баллов – сравнить две пары коробочек в 3 и 12, 6 и 19 граммов и указать наиболее тяжелую. Срисовать квадрат. Сосчитать 4 простые монеты. Повторить фразу из 10 слогов. Составить из двух отрезков параллелограмм.
2 – 3 балла – назвать свой пол. Назвать 3 предмета домашнего обихода. Повторить ряд из 3 цифр. Сравнить две линии (в 5 и 6 см) и указать на более длинную.
1 балл – показать свой рот, нос, глаза.
б) Тест Векслера (бессловесный вариант – разрезные картинки).
Ребенку поочередно даются 3 разрезные картинки. Инструкция дается при каждой разрезной картинке. Время считается от начала сбора каждой разрезной картинки.
1. МАНЕКЕН (мальчик).
Инструкция: «Если правильно сложить эти части, то получится мальчик. Сложи его».
Оценка: 10 баллов – 1 – 15 сек. 5 баллов – 41 – 50 сек.
9 баллов – 15 – 20 сек. 4 балла – 51 – 70 сек.
8 баллов – 21 – 25 сек. 3 балла – 71 – 90 сек.
7 баллов – 26 – 30 сек. 2 балла – 91 – 110 сек.
6 баллов – 31 – 40 сек. 1 балл – 111 – 130 сек.
2. ЛОШАДЬ (слон, бегемот).
Инструкция: «Это разрезанная на части лошадь. Сложи эти части как можно быстрее».
Оценка: 10 баллов – 1 – 20 сек. 5 баллов – 61 – 80 сек.
9 баллов – 21 – 30 сек. 4 балла – 81 – 100 сек.
8 баллов – 31 – 40 сек. 3 балла – 101 – 120 сек.
7 баллов – 41 – 50 сек. 2 балла – 121 – 150 сек.
6 баллов – 51 – 60 сек. 1 балл – 131 – 180 сек.
3. ПРОФИЛЬ (лицо).
Инструкция: «Сложи это вместе как можно быстрее». Название объекта не дается.
Оценка: 10 баллов – 1 – 35 сек. 5 баллов – 81 – 100 сек.
9 баллов – 36 – 45 сек. 4 балла – 101 – 120 сек.
8 баллов – 46 – 55 сек. 3 балла – 121 – 140 сек.
7 баллов – 56 – 65 сек. 2 балла – 141 – 160 сек.
6 баллов – 66 – 80 сек. 1 балл – 161 – 180 сек.
Из трех полученных оценок вычисляется среднее арифметическое, которое является показателем бессловесного теста.
Схема
Проведения диагностики степени развитости психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста (готовность к школе и адаптация в школе).
I. Знакомство
II. Изучение отношения детей к школе и учению.
1. Беседа (отношение к школе).
2. Выбор лепестка (цветик – семицветик) с рисунком, определяющим интерес к учению.
III. Изучение произвольной сферы
1. Умение скопировать образец написания фразы.
2. Кодирование цифр.
IV. Интеллектуальная сфера.
1. Закончи слова и дай им общее название.
2. Задачи со спичками.
3. Удлини забор.
V. Речевая сфера
1. Опиши любимое время года.
2. Окончи фразу.
3. Проверка фонематического слуха.