Ведь они, когда им говорили “нет божества, кроме Аллаха”, — возносились

И говорили: “Неужели мы отречёмся от наших богов из-за какого-то безумного поэта?”

Сура “Выстроившиеся в ряд”, аяты 35-36

И они знали, что эти аяты требуют отказа от поклонения кому бы то ни было, кроме Аллаха, и требуют впредь поклоняться только Ему. Однако те же слова повторяют и поклоняющиеся могилам, когда от них требуют обращаться с мольбами только к Аллаху и поклоняться только Ему одному, и они говорят: “Неужели мы откажемся от наших господ и тех, кто заступается за нас, когда нам что-нибудь бывает нужно?” Но на это им возражают, что именно в таком отказе и посвящении поклонения одному лишь Аллаху и заключается истина, как сказал об этом Всевышний Аллах:

О нет! Он принёс истину и подтвердил [истинность прежних — Ред.] посланников.

Сура “Выстроившиеся в ряд”, аят 37

Слова “нет божества, кроме Аллаха” содержат в себе отрицание и утверждение, так как они отрицают обладание божественной природой кем бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха, указывая на то, что ни один из ангелов или пророков, не говоря уже о ком-нибудь ином, божеством быть не может и не имеет никакого права на поклонение. С другой же стороны, эти слова содержат в себе утверждение той истины, что божественной природой обладает только Аллах в том смысле, что раб не должен обожествлять никого, кроме Него, иначе говоря, ни к кому не должен привязываться сердцем своим настолько, чтобы это заставляло его в той или иной степени поклоняться ему, что может выражаться в обращении с мольбой, принесении жертвы или обета или тому подобных действиях. Одним словом, он не должен обожествлять никого, кроме Аллаха, не должен поклоняться никому, кроме Него. Тот, кто произносит эти слова, зная о заключённом в них смысле и поступая в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют человеку и суть которых состоит в отрицании многобожия и утверждении единственности Аллаха в сочетании с твердой убежденностью в этом, является истинным мусульманином. Если же он руководствуется этим в делах, но не убеждён в истинности этого, то он является лицемером, а если он поступает вопреки этому, впадая в многобожие, то является неверным, даже если он и произносит слова свидетельства. Разве ты не знаешь о том, что внешне поступки лицемеров соответствуют словам свидетельства, но тем не менее им отведено место в нижних пределах ада? Повторяют эти слова и иудеи, но при этом они не расстаются со своим многобожием и неверием, а слова эти не приносят им никакой пользы. Не принесут никакой пользы они и тем, кто отступил от Ислама, отвергнув нечто из того, что неразрывно связано с этими словами, и отказавшись от выполнения того, что они вменяют в обязанность людям, даже если такие люди повторят их сто тысяч раз. То же самое относится и к тем, кто повторяет их, но посвящает своё поклонение не Аллаху, например, к поклоняющимся могилам и идолам. Эти слова не приносят пользы таким людям, и к ним не относятся хадисы о благе произнесения слов свидетельства. Пророк пояснил этот момент, сказав: “...одного Его, у которого нет сотоварища”, — обращая внимание людей на то, что человек может повторять слова свидетельства, оставаясь при этом многобожником, наподобие иудеев, лицемеров или поклоняющихся могилам, которые, увидев, что Пророк призывает свой народ к произнесению слов свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, решили, что речь идет только о каком-то внешнем и формальном акте. Однако это свидетельствует об их крайнем невежестве, так как он призывал их к тому, чтобы они произносили эти слова, действовали в соответствии с тем смыслом, который они в себе заключают, и отказались от поклонения кому бы то ни было помимо Аллаха. Именно поэтому они говорили:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: