III. Ситуативное упражнение

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома?

От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: "Ты должен хорошо учиться!", "Ты должен думать о будущем!", "Ты должен уважать старших!", "Ты должен слушаться учителей и родителей!".

Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: "Ты можешь:"; "Ты имеешь право...", "Тебе интересно..."

Атеперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: "Я могу тебя наказать...", "У меня есть полное право...", "Я старше и умнее..."

Что же получается в результате? Чем чреваты такие обращения к подростку?

(Ребята понимают, что они "не могут ничего" для них - одни запреты, а взрослые - "могут все", у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга.)

Какие пути решения данной проблемы вы можете предложить? (свести к минимуму подобные словесные заявления, изменить свое обращение к ребенку, выслушивать до конца, одобрительно улыбаться, выражать свою поддержку и поощрение не только словами (это могут быть улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке)).

IV. «Давайте потренируемся!»

Типичная фраза Как необходимо говорить
"Ты должен учиться!" "Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться"
"Ты должен думать о будущем!" "Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?"
"Ты должен уважать старших!" "Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека"
"Ты должен слушаться учителей и родителей!" "Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"
"Лжец", "Ты опять врешь!" "Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", "Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"
"Мы в твои годы жили гораздо хуже!" Мне кажется, тебе стоит ценить то, что у тебя есть. Не все имеют такую возможность…
"Ты должен ценить заботу старших". Конечно, твое мнение важно, но забота близких о тебе говорит лишь о любви к тебе.
"Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!" Думаю, что если ты будешь ценить знания и постараешься стать разносторонним и умным человеком, у тебя будет много друзей, т.к. общаться со знающими людьми гораздо приятнее, чем с глупыми.
"Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!" Я понимаю, что ты интересная личность, которая ищет общения, но ты станешь еще более интересным для людей, если узнаешь что-то новое, чем сможешь поделиться…
"Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!" Человека красит слово и дело. Честность – одно из тех качеств личности, которое присуще разумному человеку. Если человек честен, он вырос и стал взрослым!
"Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник!" Не хотелось бы тебе поделиться со мной своими успехами в учебе? Думаю, что отметки в дневнике меня должны только обрадовать…

Я уверена теперь, что ребенок каждого из вас увидит, что вы его понимаете и поддерживаете.

Уважаемые родители, а когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения, как вы лично справляетесь со своей тревожностью, раздражением? (кто-то разбивает тарелку, кто-то кричит, кто-то глубоко вздыхает, Дыхание на счет 1 – 2 – 3 (вдох – пауза – выдох)

В дополнение могу только добавить информацию о таких приемах:

Прием. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете.

Как это сделать? (демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.)).

Прием. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.

Прием. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.

V. Мы поговорили о проблемном поведении подростков, проанализировали причины такого поведения, нашли пути решения данной проблемы. Но много вопросов остается без ответов, найти которые можно в литературе, рекомендованной психологами и педагогами.

Но "только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое".

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам,

Вдруг я неправильно пойму

твой правильный совет,

Зато пойму, как ты живешь –

По правде или нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: