Детская гиперактивность: причины, рекомендации

В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивных детей, или, так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), которому часто сопутствует запаздывание процессов психического развития и, следовательно, специфические трудности в обучении. Статистические данные показывают, что в США гиперактивных детей – 4-20%, Великобритании – 1-3%, Италии – 3-10%, в Китае – 1-13%, Австралии – 7-10%, России - 4-18%. Кроме того, существует устойчивая тенденция к увеличению количества детей с СДВГ.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность (Шевченко Ю.С., 1997; Заваденко Н.Н., 2000 и др.).

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которые ребенок часто не замечает. Для детей с синдромом характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна у них всегда меньше нормы. В двигательной сфере обычно обнаруживается нарушения двигательной координации и несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали, что двигательная активность детей с СДВГ на 25-30% выше, чем у других детей (даже во сне).

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеют ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).

Внешние проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений и преступлений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология представляет серьезную социальную проблему. Однако к подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко (2000) поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз СДВГ.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5 – 1,7 года. Кроме того, гиперактивные дети характеризуются слабым развитием тонкой моторной координации; беспорядочными, неловкими движениями; постоянной внешней «болтовней», указывающей на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; трудностями планирования; слабой психоэмоциональной устойчивостью при неудачах; низкой самооценкой; упрямством, лживостью, вспыльчивостью и агрессивностью. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивных детей формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потому трудно исправляемая.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Они имеют как бы «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При недостаточном развитии вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию вни­мания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления активности: первый отмечается в 5-7 лет и приходится на период подготовки детей к школе, второй – в возрасте 12-15 лет (период полового созревания).

Причины возникновения СДВГ окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований в данном направлении. Однако на современном этапе являются доминирующими три группы причин развития синдрома: повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; генетические факторы; негативное действие внутрисемейных факторов.

По результатам исследования Н.Н. Заваденко (2000), возникновение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов – в 63% случаев.

Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание матери, отравление свинцом, внутриматочные дефекты, наркотическое отравление (например, кокаином), кислородная недостаточность, недоношенность плода и т.д. А.В. Семенович называет 3-4-ый месяцы внутриутробного развития «критической точкой» развития, в которой «функциональная организация мозга кардинально меняет свои динамические и статические характеристики» (Семенович А.В., 2001. С.88).

По результатам многочисленных исследований одной из самых распространенных причин отклоняющегося психического развития является родовая травма шейных отделов позвоночника (Ефимов О.И., 2004; Ратнер А.Ю., 1985, 1990, 2005 и др.).

Высокая частота встречаемости синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью мозга мужского плода к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет больший резерв компенсаторных возможностей по сравнению с мальчиками.

Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия: обеспечение эмоционально-нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок; соблюдение режима дня и достаточное время для сна; соответствующая медикаментозная поддержка; разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны неврологов, психологов, воспитателей, родителей; своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

- помните, что поступки ребенка не являются умышленными;

- не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

- повторяйте свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз;

- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребенку достаточно эмоционального внимания;

- проводите досуг всей семьей;

- не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;

- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

- избегайте по возможности больших скоплений людей;

- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в течение определенного времени (5-10 минут) в специально отведенном месте (кресло, стул) после совершения поступка. Не наказывайте ребенка лишением прогулки или еды;

- чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

- составьте список обязанностей ребенка и повесьте листок на стену, подпишите двусторонний договор (ребенок-родители) на определенные виды работ;

- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

- постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

- помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

- расскажите гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что:

- Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия» и прощения. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

- Невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже за несколько лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

- Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте до 9 лет.

Практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка. Программа коррекции гиперактивных детей в условиях детского сада должна опираться на когнитивное развитие:

1. Изменение окружения:

- изучите психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

- работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;

- измените режим занятий с включением физкультминуток;

- предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к Вам за помощью в случае затруднения;

- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, полить цветы и т.д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

- введите знаковую систему оценивания;

- чаще хвалите ребенка;

- режим дня должен быть постоянным;

- избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;

- используйте на занятиях элементы игры и соревнования;

- давайте задания в соответствии с возможностями ребенка;

- большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

- создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;

- игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

- стройте процесс воспитания на положительных эмоциях;

- помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

- способствуйте элиминации агрессии;

- терпеливо обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

- профессионально регулируйте его взаимоотношения с другими детьми.

4. Регулирование ожиданий:

- объясните родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро;

- объясните родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.

Помните, что:

- Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) после 8-ми летнего возраста ребенка; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

- Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

- Эффективные результаты коррекции СДВГ достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологические и педагогических методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: