Двигательные навыки | ||||||||||||||||||||||||
Ходьба без поддержки | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Устойчивая ходьба при перемене направления | X | X | X | X | X | |||||||||||||||||||
Перепрыгивание через палку | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Ходьба с переменным ритмом | X | X | X | X | X | |||||||||||||||||||
Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой, высота ступеньки 15-20 см | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Ходьба и спуск по лестнице переменным шагом без опоры | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||||||||||||
Подпрыгивание на месте при поддержке за обе руки | X | X | ||||||||||||||||||||||
Ходьба по наклонной доске без помощи взрослого | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Ходьба по гимнастической скамейке с помощью взрослого | X | X | X | |||||||||||||||||||||
Перепрыгивание через палку | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Подпрыгивание на одной ножке | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Залезание на предмет и слезание с него, высота 15-20 см | X | X | ||||||||||||||||||||||
Залезание на горку | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Подлезание под предмет | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Ходьба с переменным ритмом | X | X | X | X | X | |||||||||||||||||||
Перепрыгивание через палку | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Перелезание через гимнастическую скамейку | X | X | X | X | X | |||||||||||||||||||
Лазанье по стремянке (высота 1,5 м) приставным шагом | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Лазанье по вертикальной лесенке приставным шагом | X | X | X | |||||||||||||||||||||
Быстрая ходьба | X | X | X | X | X | X | ||||||||||||||||||
Бег «без полета» | X | X | X | X | X | |||||||||||||||||||
Бег «с полетом» | X | X | X | X | X | X | X | |||||||||||||||||
Ходьба тю ограниченной плоскости (ширина 15-20 см) с помощью взрослого | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Ходьба по наклонной доске (ширина 25 см, длина 2 м, высота 15-20 см) с помощью взрослого | X | X | X | X | X | X | ||||||||||||||||||
Ходьба по гимнастической скамейке без помощи взрослого | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Ходьба по гимнастической скамейке с предметом в руках | X | X | X | |||||||||||||||||||||
Лазанье по вертикальной лесенке переменным шагом | X | X | X | |||||||||||||||||||||
Бросание мяча (диаметр 15-20 см) двумя руками произвольно | X | X | ||||||||||||||||||||||
Ходьба по гимнастической скамейке без помощи взрослого | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Ходьба с переменным ритмом | X | X | X | X | X | |||||||||||||||||||
Бросание мяча двумя руками в горизонтальную цель, находящуюся на расстоянии 30-40 см (диаметр цели 60 см) | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Бросание предмета двумя руками в вертикальную цель (диаметр цели 60 см, расстояние 50-75 см, высота 100 см) | X | X | X | |||||||||||||||||||||
То же попеременно правой и левой рукой | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
То же (расстояние до цели 100-120 см, высота 100-130 см) | X | X | X | X | X | |||||||||||||||||||
Ловля мяча (диаметр 10-20 см) двумя руками (расстояние 80-100 см) | X | X | X | X | ||||||||||||||||||||
Примечание. Знак х означает время появления навыков.
Как и когда научить всему этому малыша?
Конечно, мало кто может разместить у себя дома гимнастическую скамейку, лесенку или наклонную доску. Эту проблему помогут разрешить специальные малогабаритные комплексы простейших гимнастических снарядов, которые легко установить даже в небольшой квартире. Большим преимуществом этих спорткомплексов является то, что на них может заниматься как годовалый младенец, так и его отец. Маленькие дети любят подражать, стремятся посоревноваться с мамой, папой, братом или сестрой. Такие занятия нравятся всем, создают хороший контакт между родителями и детьми, одновременно развивая силу, ловкость, гибкость, координацию движений.
Если же оборудовать спортивный уголок нет возможности, то подойдите к занятиям физкультурой творчески: используйте в качестве спортивных снарядов рисунок ковра, кресло, низкий журнальный столик, оборудование детской площадки. Очень хорошо совершенствовать движения ребенка на свежем воздухе во время прогулки. Неровности почвы, спуски, подъемы в горку (пологие и крутые), камни на дороге, корни деревьев, канавки — все это помогает развить у малыша чувство равновесия, координацию движений. Гуляя с детьми, надо учить их перелезать через поваленные деревья, перепрыгивать через канавки, бросать камешки в ручеек и т. д.
Дети любят подниматься и опускаться по лестницам, простым и веревочным, и канатам с узлами. Что уж говорить о лазании по деревьям! Взбирание на различные объекты, перелезание через них, спуск вниз, великолепно развивают ловкость, мышечную силу и чувство равновесия.
Старайтесь не ограничивать естественную в этом возрасте подвижность ребенка. Поверьте, малышу очень трудно сидеть на одном месте, долго ходить с мамой за ручку по магазинам, спокойно ждать транспорт на остановке. Ребенок быстро устает от однообразных действий и легко возбуждается, если бездействует.
Мобильность и интеллект связаны самым непосредственным образом, и особенно важна эта связь в раннем детстве! У человеческих существ потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать. Движение — это фундамент для всех других человеческих способностей,