Второй и третий годы жизни — пожалуй, самые интересные и динамичные в развитии ребенка. Ваш малыш из беспомощного новорожденного превратился в самостоятельную разумную личность.
От зачатия и до момента рождения мозг растет с поразительной скоростью, эта скорость остается гигантской и в возрасте от рождения и до тридцати месяцев, после чего, вплоть до шестилетного возраста, продолжает быть достаточно большой и лишь потом резко замедляется.
Отсюда легко понять, что от рождения и до шести лет, в течение каждого последующего месяца, мозг прирастает медленнее, чем в течение предыдущего. Стоит ли говорить о том, что самые ранние моменты жизни являются в этом отношении и самыми ценными.
Крепко встав на собственные ножки, научившись ходить, проказник все время находится в движении, любопытству его нет предела. Это, с одной стороны, доставляет много радости самому малышу и его родителям, с другой стороны — вызывает немало волнений и хлопот. Важно, чтобы ребенок был, по возможности, свободен в своих «исследовательских экспедициях». Разумнее убрать повыше все опасные или ценные предметы, чем постоянно одергивать сынишку или дочь.
|
|
Умение двигаться не передается по наследству, а формируется в зависимости от условий, в которых растет ребенок. Почему одни дети не умеют ползать и сразу начинают ходить, другие — малоподвижны и предпочитают сидеть, третьи — начинают плавать еще в младенческом возрасте? Очень и очень многое зависит от сознательного отношения родителей к процессу воспитания. Взрослые должны всеми доступными путями способствовать развитию и совершенствованию тех движений ребенка, которые будут ему необходимы при самостоятельных играх дома или на прогулке.
Как правило, родители не доверяют (иногда ввиду нехватки времени) свои детям самостоятельно справляться с разными физическими затруднениями. Когда на пути ребенка встречается какое-то препятствие, взрослый просто берет его на руки и переносит. Типичная сцена — мама идет по улице с малышом, держа его за руку. Вот они переходят на другую сторону улицы и уже готовы вступить на барьер тротуара. Но в тот момент, когда ребенок поднимает ногу, чтобы сделать это самостоятельно, мать поднимает его вверх и плавно опускает на землю, так, что препятствие оказывается позади. Так ребенок лишается возможности одолеть
свой первый подъем.
Они идут дальше, а ребенок с сожалением оглядывается на так и не преодолённый им барьер. «Может быть, завтра...» — думает он.
Позвольте же ребенку самому справляться с подобными трудностями. Рассмотрите таблицу 1, в которой перечислены основные двигательные навыки детей в возрасте до трех лет.
Таблица 1