Дневник
педагогической практики
в __________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(полное наименование учреждения с указанием местонахождения)
за период ______________________________________
(сроки прохождения практики)
Выполнил (а) студент (ка)
_______________________
_______________________
________группы
заочного отделения
направления
_______________________
Руководитель практики
_______________________
_______________________
Отчет проверил:
________ _____________
(дата) (подпись)
Екатеринбург 2013
Педагогическая практика преимущественно ориентирована на формирование психолого-педагогической компетентности будущего социального педагога, которая составляет базовую основу его функциональной грамотности и подготовленности.
Цель практики:
углублениеи интеграция знаний по педагогическим, психологическим и специальным дисциплинам, установление их связи с практикой.
Задачи практики:
* закрепить социально-педагогические и психологические аспекты социальной педагогики через освоение социальной роли воспитателя, организатора, посредника.
* развитие коммуникативных навыков путем включения его в изучение системы социально-психологической поддержки ребенка в различных образовательных и социально-педагогических учреждениях;
* формирование устойчивого интереса к психологическим явлениям, развитие психологического видения личности и коллектива;
* освоение отдельных профессиональных операций;
* овладение средствами социально-педагогической и психологической диагностики, ценностных отношений и интересов личности и характера межличностных отношений с целью своевременной профилактики и коррекции социальной патологии.
* ориентация студентов на личностно-ориентированный подход в социальной педагогике;
* развитие умений, навыков научно-просветительской деятельности для формирования здорового образа жизни и создания благоприятной социальной среды;
* формирование навыков критического анализа своей деятельности и способов принятия оптимальных профессиональных решений.
План - задание педагогической практики
1. Принять участие в установочной конференции. Познакомится с заданием практики, оформить дневник практики, определить цель и задачи практики в конкретном учреждении. Составить индивидуальный план практики, согласовать его с руководителем учреждения.
2. В беседе с представителями администрации и руководителем практики в учреждении выявить общие сведения об учреждении: функции и назначение учреждения, его цель и задачи, направления и содержание деятельности, взаимодействие с другими учреждениями, органами и службами. Определить специфику данного типа учреждения, его достоинства и проблемы, обосновать необходимость функционирования данного типа учреждения. Составить информационную карту учреждения, изучив документацию (Устав, Положение, Паспорт учреждения, другие нормативные документы).
3. Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. Проанализировать классификацию нормативных актов, правила их хранения. Выявить принципы структурирования нормативно-правовых документов, их перечислить.
4. Проанализировать составляющие данных документов, заполнив таблицы по основным документам.
5. Провести анализ концепции воспитательной работы в учреждении с описанием цели, задач, основных направлений, форм и методов деятельности, условий для успешной самореализации учащихся. Ознакомиться с планом воспитательной работы.
6. Изучить и описать работу специалистов, реализующих функции социального педагога образовательного учреждения в опоре на документацию, регламентирующую их деятельность. Выделить особенности работы социального педагога в данном учреждении, взяв за основу типовые должностные обязанности. В беседе с классным руководителем (социальным педагогом) выяснить его функциональные обязанности, цели и задачи, принципы, специфику, формы и методы работы.
7. Посетить пять мероприятий различного характера и формы, реализующих воспитательную функцию (уроки, классный час, лекция, беседа, собрание и т.д.) с целью наблюдения взаимодействия педагога и учащихся. Описать приемы и методы, используемые педагогом в профессиональном общении с учеником, степень их эффективности. Анализ занятий необходимо представить в отчете (алгоритм анализа воспитательного мероприятия представлен).
8. На основании диагностики дать социально-педагогическую характеристику классу по предложенной схеме.
9. Алгоритм изучения представлен в учебном пособии И.С. Зимина, И.А. Ахьямова «Технология диагностического исследования в образовательном учреждении».
10. Выделить категории проблемных детей в учреждении и в курируемом классе, группе (педагогически запущенные, дезадаптированные). Дать их краткую характеристику, отметить основные проблемы. Обосновать особенности воспитательной работы с данной категорией детей.
11. Осуществить диагностику развития личности учащегося (не менее трех), заполнить социально-педагогическую карту учащегося, представить описание и анализ и древо целей социально-педагогической работы.
12. Выделить проблемы в жизнедеятельности описываемого учащегося и наметить пути их разрешения в деятельности специалиста, осуществляющего социально-педагогическую деятельность в условиях образовательного учреждения.
13. Подготовить и провести 3 воспитательных мероприятия (конспект и анализ мероприятий представить в отчете), направленных на решение проблем учащихся группы (класса), выявленных в процессе диагностики. При планировании мероприятий использовать учебное пособие И.С. Зиминой, И.А. Ахьямовой «Технология диагностического исследования в образовательном учреждении».
14. Выделить и описать положительные и отрицательные аспекты, реакцию учащихся, их вопросы на проведенные мероприятия.
15. Посетить и проанализировать два воспитательных мероприятия.
16. Выполнить индивидуальные задания, предложенного учреждением - местом прохождения практики.
17. Провести самоанализ и самооценку своей воспитательной деятельности.
18. Изучить существующую в ОУ систему или элементы профориентационной работы.
19. Изучить потенциальный спрос на образовательные услуги ИСОбра в ОУ: диагностика интересов и потребностей учащихся 10 – 11 кл. с точки зрения перспектив профессионального обучения. Для чего необходимо:
ü разработать инструментарий для проведения профориентационного исследования или воспользоваться приложением.
ü собрать и проанализировать информацию по диагностике.
ü сделать выводы по исследованию профессиональной ориентации школьников и прогноз наличия потенциальных абитуриентов для института.
Стимулировать спрос, формирование потребностей и потребительских предпочтений (реклама услуг института). Для этого необходимо:
ü разработать и провести профориентационное мероприятие для учащихся 10-11-х классов, направленное на профессиональное самоопределение учащихся (выбор формы – свободный: диспут, беседа, игра-викторина и т.д.).
ü распространить информационные материалы и листовки среди потенциальных потребителей (доски объявлений в школах, учительские и т.д.)
Вопросы для обсуждения на итоговой конференции
- В чем особенности функционирования учреждения, в котором Вы проходили практику?
- Какие актуальные проблемы стоят сегодня перед данным учреждением?
- Охарактеризуйте и обоснуйте потребность в профессии социального педагога?
- Какие формы социально-педагогической работы являются наиболее эффективными с коллективом детей?
- Какие межличностные проблемы возникали в коллективе детей?
- Каким образом осуществлялся подбор методик диагностики?
- Были ли в ходе практики условия для самостоятельной деятельности, для проявления Вашей индивидуальной позиции?
- Какое задание было для Вас самым трудным (легким), интересным (неинтересным)?
- Какие пожелания можете высказать по поводу теоретической подготовки к практике, ее организации?
Индивидуальный план практики:
№ | Дата | Содержание деятельности | Кол-во часов | Отметка о выполнении |
1. | ||||
Руководитель практики ______________________
М.П.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра социальной педагогики
Отчет
по _____________________ практике
в __________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(полное наименование учреждения с указанием местонахождения)
за период ______________________________________
(сроки прохождения практики)
Выполнил (а) студент (ка)
_______________________
_______________________
________группы
заочного отделения
направления
_______________________
Руководитель практики
_______________________
_______________________
Отчет проверил:
________ _____________
(дата) (подпись)
Екатеринбург 2013
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧРЕЖДЕНИЯ