Психологическая характеристика личности.
Цель: развитие у студентов профессиональной наблюдательности, прогностических способностей, рефлексивности.
Задачи: научиться анализировать и обобщать психологические факторы; овладевать методикой комплексного изучения личности и ее среды; приобрести умения психологического обоснования воспитательных решений.
Методы: наблюдение, беседа, эксперимент, анкетирование.
Методические рекомендации: необходимо изучить личность воспитанника и составить его психологическую характеристику.
Прежде чем начать изучение личности необходимо:
* ознакомиться с планом характеристики;
* вспомнить соответствующие разделы педагогики и возрастной психологии;
* подобрать необходимые методики.
¨ Результаты диагностики должны быть обязательно включены в характеристику. Полученный материал оформляется в протоколы, таблицы, графики, которые прилагаются к характеристике. При этом важно не только высказать суждение о тех или иных особенностях ученика, но и проиллюстрировать эти суждения конкретными фактами.
¨ Рекомендуется все собираемые материалы (результаты наблюдений, бесед, экспериментальных методик) фиксировать в специальной тетради, на основе которого составляется психологическая характеристика личности ученика.
¨ Во время изучения ученика желательно оказать на него определенное влияние (подтянуть в учебе, сформировать какие-либо умения, заинтересовать каким-либо делом).
¨ Необходимо рассмотреть возможные причины, приведение к формированию техники и иных особенностей личности.
Важно уметь прогнозировать то, как может и должна быть учтена специфика данного ребенка в педагогическом процессе. В связи с этим психологическая характеристика по каждому разделу имеет 2 части: в одной описываются соответствующие проявления личности, в другой - делаются психолого-педагогические выводы и даются рекомендации.
Характеристика с сохранением в тексте разделов характеристики и их заголовков.
Характеристика должна содержать отзыв учителя и его подпись.