Государство в процессе реализации государственной политики развития местного самоуправления должно решать задачи:
- создания правовых условий для организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности деятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения;
- уточнения предметов ведения органов местного самоуправления, разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- установления условий и порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроля за их осуществлением;
- установления пределов нормотворчества органов местного самоуправления и гарантий невмешательства государственных органов в эту сферу;
- внедрения методик и технологий управления экономическими, социальными и политическими процессами на местном уровне, управления муниципальной собственностью, бюджетным процессом, муниципальным хозяйством в целом, комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований;
- бюджетного и налогового регулирования, позволяющего обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований;
- передачи в муниципальную собственность, находящихся в государственной собственности объектов, необходимых для реализации полномочий местного самоуправления;
- передачи земель, находящихся в границах муниципальных образований, в муниципальную собственность, за исключением земельных участков, находящихся в частной собственности или на которых расположены объекты, находящиеся в государственной собственности;
- доведения закрепленных на постоянной и долговременной основе доходов местных бюджетов до уровня, гарантирующего финансовую самостоятельность местного самоуправления и возможность средне- и долгосрочного прогнозирования и планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
- внедрения минимальных государственных социальных стандартов;
- внедрения в практику межбюджетных отношений методик, ориентированных на стимулирование социально-экономического развития муниципальных образований;
- внедрения современных методов управления местным бюджетным процессом и муниципальной собственностью;
- создания правовых и организационных условий, разработки методических рекомендаций для формирования эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, обеспечивающей участие населения в осуществлении местного самоуправления, контроль со стороны населения за деятельностью органов местного самоуправления;
- информационно-политической поддержки местного самоуправления (разъяснение населению смысла местного самоуправления, роли жителей в создании системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления и т.п.).
Реализация государственной политики развития местного самоуправления в Российской Федерации требует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения приоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственной политики.
Законодательная база для реформы местного самоуправления. В федеральном законодательстве должны быть урегулированы следующие вопросы:
- определения и обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;
- порядка передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и их реализации;
- порядка компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
- порядка реализации права муниципальной собственности на землю;
- единого учета объектов недвижимости и формирования общегосударственного реестра сведений об объектах недвижимости;
- порядка передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
- порядка реализации конституционной нормы об охране общественного порядка органами местного самоуправления;
- статуса выборных лиц местного самоуправления в Российской Федерации.