double arrow

Ожидаемые результаты

В ходе улучшения инвестиционного климата краткосрочные спекулятивные инвесторы будут в значительной мере замещены более консервативными инвесторами, в большей мере ориентирующимися на надежность инструмента, чем на доходность. Можно ожидать повышения дюрации внутренних государственных обязательств до 3 - 4 лет[i] и существенного снижения их доходности. В дальнейшем, с получением Россией инвестиционного кредитного рейтинга произойдет кардинальное увеличение объема инвестиций в долговые обязательства Российской Федерации со стороны крупнейших пенсионных фондов и консервативных инвестиционных фондов. Снижение доходности государственных обязательств также приведет к активизации эмиссионной деятельности производственных компаний, которые смогут многократно увеличить объем привлекаемых финансовых ресурсов, как в целях финансирования оборотных средств, так и в целях финансирования замещения основных фондов. При создании необходимых предпосылок для привлечения производственными предприятиями финансовых ресурсов на финансовых рынках через выпуск ими облигаций следует ожидать существенного снижения остроты дефицита оборотных средств. Объем эмиссии краткосрочных облигаций предприятиями реального сектора экономики (и, соответственно, объем привлекаемых ими финансовых ресурсов для целей пополнения оборотных средств) может увеличиться уже в течение первого года примерно на 40 млрд. рублей.

В результате реализации мер в области налогообложения произойдет существенное изменение соотношения между "официальной" и "теневой" экономикой. Значительное количество технологий по уходу от налогообложения станет неэффективным, вследствие чего увеличится налогооблагаемая база, прежде всего по налогу на прибыль и подоходному налогу. Увеличится объем отчислений в негосударственные пенсионные фонды, вследствие чего в рамках народного хозяйства существенно увеличится объем долгосрочных инвестиционных ресурсов. Одновременно произойдет существенное увеличение объема финансовых ресурсов, аккумулируемых другими институциональными инвесторами. Производственные предприятия кардинально увеличат объем эмиссии облигаций, доходность которых будет приемлема для подавляющего большинства производственных компаний, с одной стороны, и инвесторов, с другой стороны. В целом в структуре инвесторов повысится доля долгосрочных инвесторов. Следует также ожидать повышения доли прямых инвестиций. При условии оптимизации налогообложения прямых инвестиций, сохранении современного состояния системы стимулирования иностранных инвестиций, ориентированного в первую очередь на средние иностранные корпорации и коммерческие банки, а также повышения кредитного рейтинга России до уровня ВВП можно ожидать увеличения ежегодного притока прямых иностранных инвестиций до 2,5 - 4 млрд. долларов. Повысится объем инвестиций, направляемых иностранными инвесторами в соответствии с соглашениями о разделе продукции. Сократится объем просроченной задолженности.

Увеличится доля долгосрочных инвесторов с одновременным углублением специализации отдельных финансовых институтов и снижением уровня риска, приходящегося на каждый институт. Произойдет перераспределение пенсионных выплат в пользу негосударственных пенсионных фондов. Существенно усилится вовлечение средств населения в инвестиционный процесс. Увеличится доля инвестиций, направляемых в производственный сектор экономики. Увеличится объем кредитования промышленности коммерческими банками. Агенты рынка получат эффективный механизм в виде срочного рынка и производных инструментов для страхования от валютных и процентных рисков.

При реализации мер в области внешнеэкономической политики и валютного регулирования увеличится объем иностранных инвестиций, прежде всего прямых. Уменьшится эффективность использования оффшорных технологий, что приведет к сокращению оттока капитала, а также к более активному возвращению ранее вывезенного капитала. Можно ожидать также активизации размещения на территории России производств крупнейшими транснациональными корпорациями для сбыта на рынках стран СНГ.

Произойдет существенное увеличение объема инвестиций крупнейшими транснациональными корпорациями и инвестиционными банками, не имеющими возможности использовать "серые" схемы инвестирования. Эти меры будут также способствовать сокращению стимулов для российских инвесторов к уводу капиталов в "серый" сектор. Наибольший эффект указанные меры будут иметь в отношении прямых долгосрочных инвестиций.

Вследствие реализации мер в области защиты прав собственности и укрепления судебной системы кардинально снизятся инвестиционные риски для всех групп инвесторов, как прямых, так и портфельных. Реализация этих мер, прежде всего, повысит защищенность тех российских инвесторов, которые действуют в полном соответствии с требованиями законодательства и международными стандартами. Кардинально повысится эффективность института банкротства, что приведет к существенному сокращению количества предприятий, производящих отрицательную добавленную стоимость. Можно также ожидать увеличения инвестиций в интеллектуальную собственность, что приведет в долгосрочной перспективе к улучшению структуры российской экономики за счет увеличения доли высоких технологий. Следует также ожидать сокращения криминальных способов принуждения к исполнению обязательств.

При реализации мер по сокращению задолженности предприятий и организаций следует ожидать существенного сокращения объемов накопленной задолженности и снижения темпов прироста новой задолженности.

Реализация комплекса мер в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности приведет к повышению инвестиционной привлекательности российских компаний в глазах иностранных инвесторов. Кроме того, эти меры приведут также к сокращению неэффективной финансовой политики предприятий и их менеджеров.

Осуществление комплекса мер по усилению информационной работы с потенциальными инвесторами приведет к увеличению притока в Россию инвестиций мелких частных инвесторов.

Реализация всего комплекса мер, предложенных выше, приведет к привлечению производственными компаниями долгосрочных финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг в размере от 19 до 23 миллиардов долларов в течение 2001 - 2005 г.

В результате реализации предложенных мер существенно увеличится объем инвестиций населения (домохозяйств) в ценные бумаги, в первую очередь производственных компаний. В этом случае в течение 2001 - 2005 гг. можно ожидать ежегодного прироста инвестиций населения в корпоративные ценные бумаги (при условии сохранения существующей нормы сбережений) в размере 500 - 700 миллионов долларов, в том числе на первичный рынок - до 250 миллионов долларов. Еще в большей мере могут увеличиться инвестиции домохозяйств в корпоративные ценные бумаги, осуществляемые посредством институциональных инвесторов (инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и т.д.) - от 0,5 до 1,5 миллиардов долларов ежегодного прироста. Произойдет существенное перераспределение сбережений домохозяйств в пользу более цивилизованных форм: инвестиции в ценные бумаги и в инструменты коллективных инвесторов будут вытеснять инвестиции в иностранную валюту, товары (что приведет также к сокращению челночной торговли), недвижимость (что приведет также к снижению цен на жилье). При условии реализации мер по адаптации государственных облигаций к инвестиционным предпочтениям домохозяйств (введении новых инструментов) и повышения доверия населения к государству как заемщику в результате реализации мер по снижению странового риска можно ожидать ежегодного увеличения инвестиций домохозяйств в государственные облигации РФ на 2 - 3 миллиарда долларов.

Переориентации домохозяйств на инвестиционную деятельность также будут активно способствовать меры по информированию инвесторов, укреплению институтов финансового рынка, совершенствованию инфраструктуры финансового рынка, по защите прав собственности, повышению информационной прозрачности эмитентов в рамках реализации мер по совершенствованию финансовой отчетности.

Реализация мер по стимулированию негосударственных пенсионных фондов приведет к аккумулированию в рамках этих фондов существенных финансовых ресурсов, которые в течение 2001 - 2010 гг. будут использоваться преимущественно на инвестиционные цели.

Реализация комплекса мер, направленных на сокращения барьеров входа рынок, приведет к увеличению доли домохозяйств, инвестирующих в малый бизнес. Вовлечению сбережений домохозяйств в малый бизнес также будет способствовать реализация мер в области защиты прав собственности, борьбы с коррупцией и преступностью.

Кардинально изменится поведение органов власти субъектов федерации и местных органов власти. Вследствие реализации комплекса мер в области государственной политики существенно снизится негативный фактор, связанный с действиями субфедеральных и местных властей. Объем инвестиций будет существенно более равномерно распределяться между регионами страны, что приведет к выравниванию уровня жизни и повышению конкуренции. Повысится надежность субъектов федерации, как заемщиков, в результате чего они получат возможность привлечения финансовых ресурсов в более крупных объемах.

При реализации мер в области макроэкономики, валютно-денежной и бюджетной политики и государственного долга Российская Федерация в перспективе станет надежным заемщиком, что приведет к увеличению объема привлекаемых финансовых ресурсов, снижению стоимости обслуживания государственного долга (доходности обязательств), увеличению сроков обращения государственных обязательств. Можно ожидать восстановления уровня кредитоспособности Российской Федерации на уровне 1997 года (с качеством BB+ в терминах Standard&Poor's) к концу 2002 года. Это позволит привлекать на рынках финансовые ресурсы под 8 - 9 процентов годовых. В течение 2003 - 2004 года при условии последовательной реализации комплекса мер по сокращению странового риска РФ можно ожидать присвоения России кредитного рейтинга инвестиционного качества, что приведет как минимум к удвоению объемов привлекаемых ресурсов с одновременным сокращением доходности еще примерно на 1 процент. Дальнейшее повышение кредитного рейтинга России может привести к полному отказу от кредитов МВФ и МБ ввиду их замены кредитными ресурсами частных инвесторов.

При реализации мер в области защиты прав собственности государство получит возможность эффективно воздействовать на менеджеров предприятий, в капитале которых участвует государство, а также на неэффективных собственников, в том числе полностью частных компаний. Одной из количественных характеристик последствий реализации данных мер станет ожидаемое увеличение рентабельности предприятий, расширения базы для налога на прибыль, повышение инвестиционной привлекательности акций за счет увеличения дивидендных платежей.

С уменьшением объемов просроченной задолженности предприятий и организаций резко сократится база коррупции государственных чиновников финансовых органов и других ведомств, принимающих решения в отношении государственных инвестиций и иные финансовые решения.

При реализации мер по борьбе с коррупцией, дополненных мерами по укреплению институтов государственной власти можно ожидать существенного сокращения общего уровня коррупции в стране, что благоприятно отразится на инвестиционном климате прежде всего за счет сокращения издержек инвесторов и повышения предсказуемости в области инвестиций. Однако доведение уровня коррупции до уровня развитых стран до 2010 года маловероятно без применения сверхжестких мер подавления коррупции.

Реализация мер, предложенных выше, приведет к либерализации экономики, повысит роль рыночных механизмов в регулировании деятельности экономических агентов, создаст равные условия для конкуренции. В результате будут созданы предпосылки для естественного отбора наиболее эффективных экономических агентов или повышения эффективности ныне действующих предприятий. Снижение рисков работы в российской экономике позволит значительно расширить круг инвесторов всех типов. В результате снижения риска хозяйственных операций и инвестиционных проектов, развития институтов рыночной инфраструктуры снизятся трансакционные издержки и стоимость привлечения внешнего финансирования.

Российская экономика перестанет быть закрытой на вход и открытой на выход для капитала и других ресурсов. Возникнет возможность взаимовыгодной в долгосрочном плане интеграции с мировой экономикой. Создание конкурентоспособных на мировом рынке капитала условий для инвестиций будет способствовать притоку современных управленческих и производственных технологий в реальный сектор.

Снижение административных препятствий для входа на рынок и создание равных конкурентных условий повысит уровень рыночной конкуренции, благоприятно отразится на качестве и условиях продажи продукции, даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, позволит рыночными методами перераспределить трудовые ресурсы с неэффективных предприятий в более эффективные и востребованные секторы экономики.

Создание системы управления государственным долгом позволит уменьшить опасность банкротства государства, повысит сбалансированность бюджета, благоприятно отразится на кредитном рейтинге страны и снизит системную составляющую риска каждого инвестиционного проекта. Тем самым будет существенно увеличены возможности по привлечению инвестиций в страну. В результате предложенных мер можно ожидать многократного увеличения объемов инвестиций, привлекаемых российскими производственными предприятиями. Одновременно существенно увеличатся возможности заимствования для российского государства, что приведет прежде всего к существенному снижению стоимости заимствования и создаст необходимые условия для увеличения объемов заимствований.

Предложенные меры приведут к росту капитализации банковской системы. Это, в свою очередь, создаст необходимые предпосылки к росту кредитных ресурсов для реального сектора, повышению скорости расчетов в экономике, перераспределению заемных финансовых ресурсов между секторами экономики. Ограничения на спекулятивные операции коммерческих банков позволят повысить стабильность банковской системы и ограничить возможные злоупотребления банковского менеджмента. Укрепление доверия к банковским и финансовым институтам позволит восстановиться механизму превращения сбережений (прежде всего сбережений домохозяйств) в инвестиции, что увеличит кредитные ресурсы для российской экономики. Развитие финансовых институтов, нацеленных на инвестиционные проекты с различным периодом, позволит расширить рамки отечественной финансовой системы, увеличив объем инвестиционных ресурсов. Это будет способствовать снижению риска для каждого отдельного инвестора за счет разделения каждой компоненты суммарного риска с другими финансовыми институтами. Создание полноценной инструментарной структуры рынка ценных бумаг предоставит агентам рынка необходимые возможности для управления финансовыми рисками.

Повышение требований к раскрытию информации предприятиями приведет к более полному контролю над их деятельностью со стороны инвесторов (в том числе кредиторов) и фискальных органов, снизит возможности для проведения незаконных операций. Данные меры сделают информацию о российских предприятиях доступной более широкому кругу потенциальных инвесторов, повысят эффективность корпоративного управления.

Налоговая реформа позволит перенести основное налоговое бремя с производственного сектора на домохозяйства, приблизит налогооблагаемую базу основных налогов к реалиям хозяйственной деятельности и потребностям развития экономики и общества, устранит неравноправное положение предприятий. Реализация рекомендуемых новшеств по администрированию налоговой сферы и внесению изменений в правила позволит снизить издержки экономических агентов по своевременному и правильному выполнению фискальных требований и повысит конкурентоспособность российских условий по сравнению с условиями, предлагаемыми инвесторам в других экономиках.

Развитие рыночных механизмов по регулированию экономики будет препятствовать развитию коррупции в государственных органах. Гармонизация законодательства, устранение пропусков и неясностей, сократят возможности для произвольного толкования со стороны государственных контролирующих органов. Создание механизмов, поддерживающих согласованность действий разных ветвей власти и уровней исполнительной власти, позволит повысить эффективность проведения государственной политики и снизить возможности для проявления произвола и коррупции среди чиновников.

Комплекс законодательных мер, направленный на обеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности, позволит снизить уровень риска для всех инвесторов. Это особенно важно для мелких и средних инвесторов, не обладающих достаточным влиянием в государственных институтах для защиты своих персональных интересов. Защита прав собственности особенно важна, так как это является ключевым элементом, формирующим оценку риска инвестиционного проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: