Текущее состояние государственных финансов и адекватность бюджетной политики

За прошедшие годы государство достигло значительного прогресса в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Бюджетная политика прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения практически всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих, главным образом, функционирование государственной системы социальной защиты, сети бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют теперь относительно небольшую роль. Развивается система государственных закупок на добровольной конкурсной основе. Еще не завершенное формирование казначейской системы исполнения государственного бюджета уже привело к существенному повышению эффективности управления государственными финансами. Бюджеты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления приобрели относительную самостоятельность по сравнению с централизованной советской системой. Бюджетный дефицит снизился с десятков процентов ВВП до нуля.

Несмотря на эти значительные достижения, существующие проблемы бюджетной политики столь велики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и совершенствовать в последующие годы. Государству еще предстоит создать эту основу. Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее состояние бюджетной системы, заключаются в (1) несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы и избыточности долгового бремени; (2) неэффективности налоговой системы; (3) неэффективности бюджетных расходов (или отсутствии оценки их эффективности); (4) незавершенности формирования эффективной системы управления государственными финансами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: