Управление государственным долгом и активами

Только бездефицитный бюджет (с возможными минимальными отклонениями в отдельные годы) может стать основой устойчивого финансового положения государства в кратко- и долгосрочной перспективе. Этот вывод является прямым следствием высокой долговой нагрузки на бюджет, которая будет сохраняться в течении еще нескольких лет. Общие платежи по государственному долгу составят в ближайшие годы 30-40% доходов федерального бюджета (после реструктуризации) при бездефицитном бюджете и с учетом консервативного прогноза макроэкономических показателей.

Бездефицитный бюджет означает необходимость новых заимствований только в пределах погашения сумм основного долга. Потребность в новых займах будет уменьшаться при наличии доходов от реализации государственных активов. Приблизительная ежегодная потребность в долговом финансировании бюджета составит в ближайшие годы 2-3% ВВП или 5-8 миллиардов долларов. При этом, существенная часть платежей будет приходиться на внешний долг, что означает необходимость или покупки валюты у Центрального банка, или привлечения внешних заимствований.

При разработке стратегии заимствований Правительство должно исходить не только из структуры погашения и обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых макроэкономических тенденций, а также из необходимости развития внутренних финансовых рынков. Только государственные ценные бумаги в ограниченном объеме, но максимально ликвидной форме могут стать основой восстановления российских финансовых рынков, что требует от Правительства смещения акцента на внутренние заимствования. Тем не менее, ожидаемое удорожание национальной валюты, а также необходимость восстановления статуса надежного заемщика на внешних рынках требуют отведения существенной роли и внешним заимствованиям.

Другие два мотива, которые будут присутствовать в ближайшие годы при выборе политики управления долгом – это необходимость поддержания хороших отношений с международными финансовыми организациями (а значит – получение от них некоторого объема кредитов), а также создание благоприятных условий для кредитования частного сектора. Одним из направлений работы в этом направлении является взаимодействие с международными рейтинговыми агентствами с целью максимально быстро получить благоприятный инвестиционный рейтинг Российской Федерации.

Правительство должно постепенно отказаться от широкого использования практики связанного кредитования как неэффективного способа финансирования бюджетных потребностей и/или гарантирования частных инвестиций. Связанные кредиты должны заменяться страхованием некоммерческих рисков при кредитовании российских предприятий зарубежными институтами.

Фискальный аспект управления государственными активами не должен быть основным мотивом Правительства. Приватизация государственной собственности, а также управление государственными пакетами акций и другими активами должны осуществляться, главным образом, из соображений эффективности. В конечном счете, это будет подразумевать и максимизацию бюджетных доходов. В части получения доходов от использования государственного имущества, органы государственной власти должны ХХХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: