Только бездефицитный бюджет (с возможными минимальными отклонениями в отдельные годы) может стать основой устойчивого финансового положения государства в кратко- и долгосрочной перспективе. Этот вывод является прямым следствием высокой долговой нагрузки на бюджет, которая будет сохраняться в течении еще нескольких лет. Общие платежи по государственному долгу составят в ближайшие годы 30-40% доходов федерального бюджета (после реструктуризации) при бездефицитном бюджете и с учетом консервативного прогноза макроэкономических показателей.
Бездефицитный бюджет означает необходимость новых заимствований только в пределах погашения сумм основного долга. Потребность в новых займах будет уменьшаться при наличии доходов от реализации государственных активов. Приблизительная ежегодная потребность в долговом финансировании бюджета составит в ближайшие годы 2-3% ВВП или 5-8 миллиардов долларов. При этом, существенная часть платежей будет приходиться на внешний долг, что означает необходимость или покупки валюты у Центрального банка, или привлечения внешних заимствований.
|
|
При разработке стратегии заимствований Правительство должно исходить не только из структуры погашения и обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых макроэкономических тенденций, а также из необходимости развития внутренних финансовых рынков. Только государственные ценные бумаги в ограниченном объеме, но максимально ликвидной форме могут стать основой восстановления российских финансовых рынков, что требует от Правительства смещения акцента на внутренние заимствования. Тем не менее, ожидаемое удорожание национальной валюты, а также необходимость восстановления статуса надежного заемщика на внешних рынках требуют отведения существенной роли и внешним заимствованиям.
Другие два мотива, которые будут присутствовать в ближайшие годы при выборе политики управления долгом – это необходимость поддержания хороших отношений с международными финансовыми организациями (а значит – получение от них некоторого объема кредитов), а также создание благоприятных условий для кредитования частного сектора. Одним из направлений работы в этом направлении является взаимодействие с международными рейтинговыми агентствами с целью максимально быстро получить благоприятный инвестиционный рейтинг Российской Федерации.
Правительство должно постепенно отказаться от широкого использования практики связанного кредитования как неэффективного способа финансирования бюджетных потребностей и/или гарантирования частных инвестиций. Связанные кредиты должны заменяться страхованием некоммерческих рисков при кредитовании российских предприятий зарубежными институтами.
|
|
Фискальный аспект управления государственными активами не должен быть основным мотивом Правительства. Приватизация государственной собственности, а также управление государственными пакетами акций и другими активами должны осуществляться, главным образом, из соображений эффективности. В конечном счете, это будет подразумевать и максимизацию бюджетных доходов. В части получения доходов от использования государственного имущества, органы государственной власти должны ХХХ